Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 65 “ Перевезение тела Л . Н . Толстого из Астапова в Ясную Поляну ” и “ Ясная Поляна накануне похорон Льва Николаевича ”. После просмотра мы предлагаем поразмышлять над увиденным , и на одном из практических занятий по соответствующей тематике раскрыть значение исторических съемок Л . Н . Толстого . Надо отметить , что во время просмотра студенты обычно очень эмоциональны , они смотрят , затаив дыхание , стараясь проникнуть в суть происходящего на экране . Также актуальными в плане изложения представляются лекционные занятия “ Первые экранизации толстовских произведений в “ немом ” кино ” и “ Этапы экранизации толстовских произведений в России ”. Мы акцентируем внимание на важности первых театральных и кинематографических постановок произведений Л . Н . Толстого . Любопытно и само отношение великого писателя к кинематографу . Общеизвестно , что в самом начале зарождения этого вида искусства Л . Н . Толстой с известной долей скептицизма к нему относился . По свидетельству композитора А . Б . Гольденвейзера , в течение пятнадцати лет регулярно встречавшегося с Львом Николаевичем , первые впечатления великого писателя от посещения кинотеатра ( и просмотра игровых картин ) было резко отрицательным . Однако позже , ознакомившись с хроникальными и видовыми картинами , великий писатель высказал иное мнение . Он выразил уверенность , что кинематографом « можно было бы воспользоваться с хорошей целью ». По свидетельству ближайших сотрудников Л . Н . Толстого , он стал горячим сторонником документального кино . В 1912 г ., через два года после смерти Л . Н . Толстого , был создан первый художественный фильм с использованием хроники , отснятой при жизни писателя , “ Уход великого старца ” ( другое название “ Жизнь Льва Толстого ”). Показ этого фильма был запрещен в России семьей Л . Н . Толстого по нескольким причинам . Во - первых , родственникам Толстого , его детям , не понравилось , в каком свете показана жена писателя Софья Андреевна . Известно , что Толстой отказался от авторских прав на свои произведения , от имений – все оформил на супругу . В фильме граф изображен беспомощным , именно поэтому он не властвует теперь , не может никому помочь , потому что все в руках его жены , которая не стремится облегчать жизнь простым людям . Толстой страдает от мучений других людей , нуждающихся в его помощи . Вторая причина запрета картины - семья была против представления публике последних хроникальных кадров фильма , снятых Мейером - Лев Николаевич умирает . В - третьих , совсем непозволительной стала финальная сцена - встреча на небесах Льва Николаевича Толстого и Иисуса Христа . Именно , здесь оператор Александр Левицкий впервые применил двойную экспозицию для создания иллюзии призрака . Молодежь обычно с удовольствием просматривает две серии фильма : привлекательно , что это первый игровой фильм о великом писателе . Безусловно , перед просмотром фильма мы рассказываем о перипетиях последних дней жизни Л . Н . Толстого , так как без знаний автобиографических данных , студентам фильм будет непонятен . Говоря о кинематографе 10- х -50- х гг . XX вв ., мы предлагаем студентам посмотреть “ Отца Сергия ” (1917-1918 гг .) и “ Поликушку ” (1918-1919). Роль

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=