Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 61 трагической ситуации . Болконскому вспоминалось в этот момент « первое далекое детство ». «… после перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство , давно не испытанное им . Все лучшие , счастливейшие минуты в его жизни , в особенности самое дальнее детство , когда его раздевали и клали в кроватку , когда няня , убаюкивая , пела над ним , когда , зарывшись головой в подушки , он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни …» [2]. Иначе ведет себя Анатоль , в котором Л . Н . Толстой подчеркивает физическое и духовное бессилие : « - Покажите мне … Ооооо ! о ! Оооо ! – слышался его прерываемый рыданиями , испуганный и покорившийся страданию стон »; « О ! Оооооо ! – зарыдал он как женщина ». И когда князь Андрей узнал в « несчастном , рыдающем , обессилевшем человеке » Анатоля , в нем просыпается жалость к этому человеку , причинившему ему столько зла , и « ему захотелось плакать детскими , добрыми слезами ». Болконский , отправившийся в армию с одной целью – найти Курагина и отомстить тому за причиненное страдание и разрушенное счастье , - в минуту встречи с Анатолем в лазарете не испытывает ни злобы , ни ненависти , к нему приходит то чувство , которое Л . Н . Толстой назовет « божеской любовью »: « Сострадание , любовь к братьям , к любящим , любовь к ненавидящим нас , любовь к врагам – да , та любовь , которую проповедовал Бог на земле , которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал ; вот отчего мне жалко было жизни , вот оно то , что еще оставалось мне , ежели я был жив . Но теперь уже поздно . Я знаю это !» [2]. Не злобная радость , а « восторженная жалость и любовь » к человеку , который принес ему столько горя , « наполнили его счастливое сердце ». Даже в момент страдания князь Андрей остался верен основному закону своего « мира »: принимать все с достоинством и честью . Таким образом , Болконские и Курагины , столь схожие по происхождению , материальному благосостоянию , положению в обществе , в итоге оказываются абсолютно противоположными по мировосприятию и жизненным принципам . В контексте романа Л . Н . Толстого « антимир » как синоним войны не имеет право на существование , т . к . это « противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие » [2]. Именно поэтому « антимир » Курагиных обречен на разрушение и гибель , он сам постепенно подтачивает себя изнутри . « Мир » Болконских , напротив , стремится к созиданию и потому имеет право на продолжение , на жизнь . Не случайно в финале романа этот « мир » сливается с « миром » Ростовых под крышей дома Болконских в Лысых Горах . Литература 1. Бочаров С . Г . Роман Л . Толстого « Война и мир ». М .: Художественная литература , 1987. 158 с . 2. Толстой Л . Н . Война и мир [ Электронный ресурс ] // Библиотека Алексея Комарова : [ сайт ]. URL: http://ilibrary.ru/text/11/index.html ( дата обращения : 12.10. 2014)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=