Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 6 воде , экскрементах и т . д .) [3] - наказание и связаны с божественной карой , то в представлении Нехлюдова эти невыносимые условия жизни [4], повлекшие многочисленные мучительные смерти этапированных каторжан , создаются государственными людьми , представителями судебных и надзирательных органов , которые « если не были губернаторами , смотрителями , офицерами , двадцать раз подумали бы о том , можно ли отправлять людей в такую жару , двадцать раз дорогой остановились бы <…> свели бы несчастье , выказали бы сострадание ». Однако виновных в убийстве нет : « И что ужаснее всего , что убили , и никто не знает , кто его убил . А убили . Никто не виноват , а люди убиты и убиты все - таки этими самыми не виноватыми в их смертях людьми » [5]. Ад « Воскресения » - это нравственный хаос , в котором все поставлено с ног на голову , рожденные жить – умирают , невиновные подвергаются мучительным пыткам и неправедному суду , родных людей разлучают , виновным воздается прощение , а наказание – дьявольски искажено идеей нравственного и духовного « исправления » преступников на каторге , в тюрьме . Такова « перевернутая » реальность жизни , ее абсурдность и нравственная выхолощенность , выписана Толстым с необыкновенно художественной и психологической правдой … Так что же такое ад современной жизни романа « Воскресение », тот ад , в котором живут все люди , независимо от социального положения ? Ад - порождение зла , зла , которое очевидно , как зло социальное . Однако , зла , как это не парадоксально звучит , по мнению , Толстого , не существует , оно иллюзорно … Грех . Зло в понимании Л . Н . Толстого имеет двойственный парадоксальный смысл . « Мы называем злом все то , - пишет Толстой во вводном , ключевом изречении к разделу « Зло » в « Пути жизни », - что нарушает благо нашей телесной жизни . А между тем вся жизнь наша есть только постепенное освобождение души от того , что составляет благо тела . И потому для того , кто понимает жизнь такою , какая она действительно есть , нет зла » ( курсив наш – Е . М ., В . Н .) [6] . Эту мысль Толстой приводит в еще более парадоксальной и лаконичной форме : « То , что мы считаем для себя злом , есть большею частью не понятое еще нами добро » [7]. Таким образом , позиция Л . Н . Толстого в определении зла двойственна и противоречива : с одной стороны , зло реально не существует , это – иллюзия , с другой , - зло есть « непонятое добро », следовательно , зло для Толстого эфемерно , иллюзорно и в то же время реально . В этом смысле ( реальности зла ) Толстой ориентируется на христианское понимание зла [8]. Толстой выделяет различные виды зла , и , в целом , опыт восприятия и переживания зла оказался смещенным в область зла социального , прежде всего собственности и власти , которые мыслитель рассматривает в качестве моральных пороков личности и общества : греха тунеядства и праздности , греха корыстолюбия и богатства , греха властолюбия , соблазна неравенства и соблазна насилия .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=