Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 59 совместные кутежи , а Пьера и Андрея объединяет напряженная внутренняя работа , духовные искания . Вот как пишет Л . Н . Толстой о дружбе двух героев в начале романа : « Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого , что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества , которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – сила воли . Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми , его необыкновенной памяти , начитанности ( он все читал , все знал , обо всем имел понятие ) и больше всего способности работать и учиться . Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования ( к чему особенно был склонен Пьер ), то и в этом он видел не недостаток , а силу » [2]. Пьер и Андрей взаимно дополняют друг друга : чего нет в одном , то в избытке присутствует в другом . При кажущейся контрастности в этих героях есть нечто общее – богатый внутренний мир , глубокая порядочность , ум . « - Ты мне дорог , особенно потому , что ты один живой человек среди всего нашего света », - говорит Андрей Пьеру при первой встрече , и именно за это он ценит и любит своего друга [2]. Благодаря Пьеру , навестившему друга в его новом имении Богучарово , князь Андрей возрождается к жизни , и « потухший , мертвый » взгляд Болконского сменяется вдруг « лучистым , детским , нежным взглядом ». Как отмечает Л . Н . Толстой : « Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой , с которой началась хотя во внешности и та же самая , но во внутреннем мире его новая жизнь » [2]. Последняя в их жизни встреча произойдет накануне Бородинского сражения , кульминационного в романе события , и из уст князя Андрея Пьер услышит слова , которые объяснят Безухову « весь смысл и все значение войны и предстоящего сражения »: « Он понял ту скрытую … теплоту патриотизма , которая была во всех тех людях , которых он видел , и которая объясняла ему то , зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти » [2]. Андрей и Пьер не раз на протяжении романа , сами того не ведая , помогают друг другу либо выйти из кризиса , либо найти ответы на трудные вопросы бытия . Иной уровень отношений связывает Анатоля с его приятелями , среди которых выделяется , разумеется , Федор Долохов , активно пользовавшийся « старым петербургским товарищем Курагиным » « для своих целей » [2]. И если Анатоль « искренно любил Долохова за его ум и удальство », то Долохов , « которому были нужны имя , знатность , связи Анатоля Курагина для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей , не давая ему этого чувствовать , пользовался и забавлялся Курагиным . Кроме расчета , по которому ему был нужен Анатоль , самый процесс управления чужою волей был наслаждением , привычкой и потребностью для Долохова » [2]. Как видим , и в вопросах дружбы « мир » Болконских имеет явное нравственное преимущество перед « антимиром » Курагиных . Особое место занимает в романе проблема детства . У любимых героев Л . Н . Толстого есть дети , нелюбимых писатель обрекает на постепенное вымирание . Не желает иметь детей Элен (« Она засмеялась презрительно и сказала , что не дура , чтобы желать иметь детей » [2]), бездетны Анатоль и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=