Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 58 обдумать ни того , как его поступки могут отзываться на других , ни того , что может выйти из такого или такого его поступка » [2]. Анатоль совершенно свободен от понимания ответственности и последствий того , что он делает . Это эгоизм , возведенный в абсолютную степень . Для Курагина не существует ничего , кроме минуты его удовольствия , он не думает о том , как это скажется на других людях . Анатоль искренне убежден , что мир и окружающие люди созданы для того , чтобы служить ему развлечением . В нем нет ничего : ни угрызений совести , ни капли сомнения ; что бы Курагин ни совершил , он абсолютно собой доволен , « считает себя безукоризненным человеком » и « с спокойной совестью » высоко несет свою красивую голову [2]. На следующий день после неудачного похищения Наташи Анатоль на улице попадается Пьеру , ничего не знающему и едущему в этот момент к Ахросимовой , где ему будет рассказана вся история . Анатоль в санях « сидит прямо , в классической позе военных щеголей », лицо его на морозе свежо и румяно , на завитые волосы падает снег . Ясно , что от него уже далеко все то , что было вчера ; он доволен собой и жизнью . Пьер думает с завистью : вот настоящий мудрец , ему , Пьеру , далеко до такой свободы [2]. Но это свобода глупая , бессмысленная , животная . Как , не задумываясь , он сватается к княжне Марье ( за него все решил отец ), так бездумно он поступает в истории с юной графиней Ростовой . Иначе относятся к вопросам любви и брака в семейном « мире » Болконских . Вспомним чувство князя Андрея , сделавшего предложение Наташе : « Князь Андрей держал ее руку , смотрел ей в глаза и не находил в своей душе прежней любви к ней . В душе его вдруг повернулось что - то : не было прежней поэтической и таинственной прелести желания , а была жалость к ее женской и детской слабости , был страх перед ее преданностью и доверчивостью , тяжелое и вместе радостное сознание долга , навеки связавшего его с нею . Настоящее чувство , хотя и не было так светло и поэтично , как прежде , было серьезнее и сильнее » [2]. Столь же ответственно относится к браку и сестра князя Андрея . В первой части первого тома мы становимся свидетелями эпистолярного общения княжны Марьи и Жюли Карагиной , юной представительницы круга , который также может быть отнесен к « антимиру » ( не случайно , видимо , созвучие фамилий – Курагины и Карагины ). Одной из тем их переписки являются вопросы любви и брака . Для Жюли брак – это та же форма купли - продажи , по принципам которой живут Курагины . Княжна Марья в соответствии с христианскими заповедями , уверена , что «… брак … есть божественное установление , которому нужно починяться » [2]. Задолго до того , как откровение « божеской любви » придет к князю Андрею , в его младшей сестре сформируется убеждение : «… христианская любовь к ближнему , любовь к врагам достойнее , отраднее и лучше , чем те чувства , которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке …» [2]. Принадлежность Болконских и Курагиных к двум контрастным мирам ярко проявляется в отношении их членов к дружбе . Важно , что ближайшим другом князя Андрея выступает умный , серьезный , думающий Пьер , который , правда , в начале романа выступает ( вместе с Долоховым ) приятелем Анатоля . Но друг и приятель – понятия разные . Пьера и Анатоля связывают только

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=