Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 57 заметна в традиции , сложившейся в « мире » Болконских , называть детей по мужской линии Николаем или Андреем . Болконские при всей их родовой гордости , высокомерии имеют перед Курагиными несомненное нравственное преимущество . Но на протяжении всего романа эта семья испытывает на себе влияние « низменного курагинского эгоизма » [1, с . 96], что не единожды приводит ее к кризису . Неоднократно « мир » Болконских испытывает на себе агрессию со стороны « антимира » Курагиных . Особенно остро это реализуется в сценах , где поднимаются вопросы любви , семьи и брака . В этом смысле примечательны два контрастных эпизода , связанных со сватовством Анатоля к княжне Марье и князя Андрея к Наташе Ростовой . В какой - то степени неудачное сватовство Анатоля к княжне Марье – предчувствие того удара , который нанесет Курагин другому члену этой семьи , этого « мира » – князю Андрею . Во время сватовства Анатоля к княжне Марье « мир » Болконских впервые подвергается « курагинской агрессии » [1, с . 94]. В этом эпизоде перед старым князем Николаем Андреевичем Болконским Анатоль показывает себя именно как « дурак Анатоль ». Между ним и высоким , умным , исполненным чувства собственного достоинства « миром » Болконских лежит целая пропасть , и не верится , что « дурак Анатоль » может поколебать этот « мир ». Однако его вторжение обнажает внутренние противоречия этого « мира ». И княжна Марья , и старый князь чувствуют себя оскорбленными тем волнением , которые вызвал в них приезд потенциального жениха и которое они не могут в себе преодолеть . Старый князь не может заснуть ночью : « Приехали расстраивать мою жизнь » [2]. Этот « мир » так строго устроен , логически упорядочен , и вдруг какое - то глупое происшествие в один миг пошатнуло этот порядок . Рассерженный князь с озлоблением думает о дочери , что у нее нет гордости : первый встречный , и все забыто , сама на себя не похожа , рада бросить отца . « Высокая « болконская » гордость оказывается недостаточной преградой против вторжения чувств « преступных » и « низких » [1, с . 93]. Княжна Марья « очнулась и ужаснулась тому , о чем она думала ». « В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастие , и дети , но главною , сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная . Чувство это было тем сильнее , чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя » [2]. Так в душе кроткой , добродетельной княжны Марьи поселяется беспокойство , порожденное сватовством Анатоля . А застав с ним свою компаньонку - француженку , она думает : « Может быть , и я сделала бы то же !» [2]. В сюжетном развитии этот эпизод является своего рода предвестием того « хаоса , который едва не повергнет в свою пучину позднее Наташу Ростову в ее истории с тем же Анатолем Курагиным » [1, с . 93] – и это будет второе серьезное вмешательство Курагиных в мир Болконских . Энергия разрушения , свойственная семейству князя Василия , сродни энергии войны , т . е . « антимира ». Л . Н . Толстой так характеризует Курагина : « Анатоль был всегда доволен своим положением , собою и другими . Он был инстинктивно , всем существом своим убежден в том , что ему нельзя было жить иначе , чем так , как он жил , и что он никогда в жизни не сделал ничего дурного . Он не был в состоянии

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=