Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 51 вспомним , как слушающие игру Альберта люди пусть на какое - то время , но соединились в общем духовном порыве , словно очнувшись от « состояния скуки » и « душевного сна ». Искусство музыканта « ясным и успокоительным светом » озарило « внутренний мир каждого слушателя ». – Это ли не исполнение того высокого предназначения , которое уготовано художнику и несомому им искусству – объединять людей , даруя им радость от соприкосновения с Прекрасным ? Быть может , своим искусством герой не на одно только мгновенье всколыхнул сердца людей – может , для кого - то этот « петербургский балик », на котором гениально играл музыкант , станет отправной точкой для начала работы над собой , для духовного развития , самосовершенствования . В этой связи нам представляется наиболее близкой авторскому замыслу позиция литературоведа Т . С . Карловой , которая пишет , что голос художника Петрова , пусть и воображаемый , – это голос одного из немногих , кто , как Альберт , причастен к миру добра и красоты , а вот голос Делесова – голос раба пошлой действительности . Исследователь убеждена , что Альберт – человек будущего : он несет на себе отпечаток своего гармонического искусства . Не случайно в финале повести скрипач , вносимый в помещение увеселительного заведения , где он часто выступал , произносит : « Да я жив , зачем же хоронить меня ?» Да , герой жив , как живо и даримое им искусство . И здесь представляется важной еще одна мысль . По Толстому , искусство – это не только наслаждение , искусство « есть великое дело . Искусство есть орган жизни человечества , переводящий разумное сознание людей в чувство » [10, т . 30, с . 194]. Мы уже говорили о том озарении душ , которое пережили люди , слушавшие игру Альберта . Ну , а что же сам герой ? Чувствует ли он разлад между своим высоким предназначением , своим исключительным – от Бога – дарованием – и своей частной жизнью , далеко не во всем нравственной ? Думаем , что да . И те голоса , которые в полубреду слышатся Альберту , – это не что иное , как внутренние голоса , суд героя над самим собой – главный суд в жизни человека . Не случайно исследователь Е . Купреянова считает , что женщина в финале повести – это Смерть , взглянув в глаза которой Альберт стыдится своей попытки уйти в искусство от реальности , своего желания славы , своей упоенности властью над людьми . Литературовед Н . Н . Мостовская практически повторяет это мнение , с той лишь разницей , что женщина , на ее взгляд , олицетворяет Истину , которая и вселяет в Альберта ощущение стыда . Суд героя над собой – это уже знак того , что душа его не погибла , что он способен к развитию , нравственному совершенствованию . – Не эту ли способность Толстой считал важнейшей в человеке ? Следовательно , Альберт , при всей его внутренней раздвоенности и « греховности », несет в себе потенциал человека , способного к нравственному « воскресению » – пусть бы уже и за рамками фабулы произведения . Залог к тому – его творчество , его искусство . Вот почему мотив испытываемого героем стыда , о котором мы говорили выше , выглядит не только не « излишним » ( вспомним позицию в этом вопросе И . Р . Эйгеса ), но вполне органичным в повести , находящимся в полном соответствии с этическими и эстетическими взглядами Толстого .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=