Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 49 сто лет литературовед Т . С . Карлова напишет статью , посвященную творческой истории « Альберта », и начнет свою работу словами : « Рассказ « Альберт » является , пожалуй , единственным произведением Л . Н . Толстого , истолкование которого отличается крайней противоположностью суждений » [2, с . 35]. – К спорам вокруг этого действительно непростого для понимания толстовского произведения мы еще обратимся в нашей работе , а пока дадим общую характеристику его художественного строя . В повести – и это впоследствии станет « общим правилом » в поэтике Толстого – три временных уровня : реально - историческое время ( время изображаемых событий ); время автора ; художественное время . Последнее по отношению к первым двум субъективно ( создается автором ). Реально - историческое время и время автора входят в художественное время , определяют его сущность . Главный герой повести – талантливый , хотя и потерявшийся в жизни , действительно с расстроенной душой , скрипач Альберт , – наделен талантом владения « истиной искусства ». По Толстому , подобное явление – « величайшее проявление могущества в человеке . <…> Лишь искусство поднимает избранника на такую высоту , на которой голова кружится и трудно удержаться здравым » [10, т . 5, с . 50]. Один из кульминационных эпизодов повести – сцена игры Альберта на « петербургском балике »: « В комнате пронесся чистый , стройный звук , и сделалось совершенное молчание . Звуки темы свободно , изящно полились вслед за первым , каким - то неожиданно ясным и успокоительным светом вдруг озаряя внутренний мир каждого слушателя . Ни один ложный или неумеренный звук не нарушил покорности внимающего , все звуки были ясны , изящны и значительны . Все молча , с трепетом надежды , следили за развитием их . Из состояния скуки , шумного рассеяния и душевного сна , в котором находились эти люди , они вдруг незаметно перенесены были в совершенно другой , забытый ими мир . То в душе их возникало чувство тихого созерцания прошедшего , то страстного воспоминания чего - то счастливого , то безграничной потребности власти и блеска , то чувство покорности , неудовлетворенной любви и грусти . <…> Сам собой лился в душу каждого какой - то прекрасный поток давно знакомой , но в первый раз высказанной поэзии » [10, т . 5, с . 30]. В финале « Альберта » художник Петров характеризует героя как « лучшего и счастливейшего », как любящего « одно – красоту , единственное несомненное благо в мире ». Правда , эти слова слышатся Альберту в полубреду – герой , не вынеся насилия над своей волей , ночью сбегает от своего навязчивого покровителя Делесова ; по дороге действительность начинает путаться с видениями . В этих видениях Альберту представится и сам Делесов , возражающий Петрову , что несчастный скрипач не заслуживает такой высокой оценки , поскольку вел себя недостойно : пил , льстил из - за денег . Да и некая дама , в которую Альберт когда - то был влюблен , в видении героя отрицательно качает головой – словно дает понять : то , что он делал , « было дурно ». Исследователь творчества Толстого Н . Н . Мостовская считает , что автор произносит над своим героем решительный суд . Голоса звучат над ним , как над
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=