Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 47 только розовой (« идеальный герой ») или только черной (« злодей ») краской . ( Запомним эту установку начинающего писателя , когда обратимся к повести « Альберт » и образу ее главного героя ). Мысль о « текучести » человека , о его способности изменять и совершенствовать свой характер – основная в толстовской концепции человека . Подтверждение этой мысли , « доказательство совершенствования », молодой Толстой находил в « разнообразии пород и людей ». « Иначе , к чему бы оно было ?» – задавался он вопросом [5, с . 37]. Люди вольно или невольно приобретают множество недостатков , но они должны и , главное , могут становиться лучше , выше , добрее . Как они это делают , и должна показать литература , показать правдиво и просто : « Чтобы читатели сочувствовали герою , нужно , чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости , сколько и добродетели , добродетели – возможные , слабости – необходимые » [5, с . 38]. В этих подчеркнутых самим Толстым словах заключено зерно его рассуждений о том , что в искусстве и литературе « не может быть и не должно быть героев , а должны быть люди » [5, с . 38]. Уже в раннюю пору творчества Толстой пришел к мысли о том , что живой человеческий характер представляет собой сложное сочетание различных , порой противоположных черт и качеств . И наблюдая множественность таких сочетаний , Толстой пытался найти « формулу » для их обозначения . Живой человеческий характер представлялся ему дробью , в числителе которой писатель поставил достоинства и добродетели человека ( его « преимущества »), а в знаменателе – его недостатки , главным из которых считал самомнение . Чем больше знаменатель , тем , естественно , меньше дробь , и наоборот : при меньшем знаменателе дробь , выражающая действительную « стоимость » человека , его нравственную ценность , повышается . Главным для оценки людей Толстой считал нравственный критерий , и не случайно одной из самых важных отличительных черт его раннего творчества Чернышевский назвал « чистоту нравственного чувства » [8, с . 427]. ( Вряд ли нужно подчеркивать , что эта черта была в равной мере присуща и всему последующему творчеству Толстого ). Важнейшую особенность толстовского изображения характеров исследователи справедливо видят в том , что « ему [ Толстому . – Л . З . ] нужны корни человеческих поступков … Весь мир внутренних переживаний он непременно ставит на оценочные весы …» [9, с . 264]. « Сокрытый двигатель » Толстого – непрекращающееся стремление постичь смысл бытия . Поиски себя в искусстве , в жизни , размышления о сути литературного процесса позволяют писателю заключить : « Художественное произведение есть то , которое заражает людей , приводит их всех к одному настроению . Нет равного по силе воздействия и по подчинению всех людей к одному и тому же настроению , как дело жизни и , под конец , целая жизнь человеческая . Если бы столько людей понимали все значение и всю силу этого художественного произведения своей жизни !.. А то мы лелеем отражение жизни , а самой жизнью пренебрегаем » [10, т . 52, с . 113]. Толстой убежден :

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=