Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 43 неотъемлемой частью человеческой деятельности , и личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства . Искусство , с одной стороны , служит средством познания окружающего мира , поскольку является художественным отражением жизни , а с другой – средством воспитания , так как позволяет через художественные образы воздействовать на чувства и сознание людей , формировать отношение к окружающему , воспитывать мировоззрение . Музыка воздействует посредством музыкальных образов . В современной искусствоведческой литературе под музыкой понимается вид искусства , который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом ритмоинтонационно организованных звуковых последований . Восприятие музыки , как вида искусства , основывается на принципе переживания . Музыкальные образы обращены к раскрытию содержания искусства на уровне личностного смысла , где важно не только движение от неизвестного к известному , но и от известного к значимому . Именно здесь реализуется цель диады : знание – значение . Воздействуя на чувства и мысли людей , музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию . Особенно музыка близка эмоциональной природе ребенка . Под ее влиянием развивается художественное восприятие ребенка , обогащается опыт переживаний , осуществляется постижение глобальности картины мира всего , обретение себя в мире . Таким образом , в современной отечественной парадигме образования актуализируется мысль Толстого о единении и взаимосвязи всего сущего . Толстой писал : « Через слово человек общается мыслью , через образы искусства он общается чувством со всеми людьми не только настоящего , но и будущего . Как происходит совершенствование знаний , т . е . более истинные , нужные знания вытесняют и заменяют знания ошибочные и ненужные . Так точно происходит совершенствование чувств посредством искусства , вытесняя чувства низшие , менее добрые и менее нужные для блага людей высшими , более добрыми , более нужными для этого блага . В этом назначение искусства » [7, с . 453]. Теоретический анализ проблем современного образования , среди которых проблема духовно - нравственного здоровья подрастающего поколения занимает особое место , показал , что обращение к философско - педагогическому наследию Л . Н . Толстого , актуализирует основные положения его нравственно - этической концепции бытия : - основным содержанием искусства является разнообразный мир эмоций и состояние внутреннего мира человека ; - назначение искусства заключается в развитии у каждого ребенка многообразия чувств ; - искусство способно пробудить в душе как простые , доступные всем чувства – веселья , умиления , спокойствия , так и возвышенные состояния ;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=