Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 42 принадлежала , и что эта потребность имеет права и должна быть удовлетворена » [7, с . 233]. Среди всех родов искусств Л . Толстой выделяет « искусство музыки ». Музыка – любимое искусство Льва Николаевича – составляла неотъемлемую часть его собственной жизни . В доме Толстых в Хамовниках постоянно устраивались музыкальные вечера , в которых принимали участие известные и не очень известные музыканты . Эти впечатления нашли отражение в творчестве писателя . Страницы художественных произведений Л . Н . Толстого , его эпистолярное наследие и дневниковые записи наполнены музыкальными картинами , звуковыми реминисценциями , эстетическими размышлениями , теоретическими рассуждениями о музыке . С годами Толстой не утрачивал любви к музыке не только как к источнику истинного наслаждения , но и как к высокому искусству , волнующему душу , пробуждающему в человеке чувство красоты и добра . В 1910 г . после последнего музыкального вечера в Ясной Поляне Толстой напишет « Музыка как и всякое другое искусство , но особенно музыка , вызывает желание того , чтобы все , как можно больше людей , участвовали в испытываемом наслаждении . Ничто сильнее этого не показывает истинного значения искусства : переносишься в других , хочется чувствовать через них » [4, с .773-774]. Анализ философско - педагогического творчества Толстого и работ исследователей свидетельствуют о том , что в своих главных гуманистических устоях музыкальная концепция Толстого сформировалась уже в его ранних музыкально - теоретических работах , сочетающих в себе пытливый ум исследователя и эмоциональный подход художника . В своей концепции Толстой выдвинул идею объяснения музыки как « стенографии чувств » и всю свою долгую жизнь размышлял о ее ускользающей специфике , так и не разрешив ее загадки . Результаты осмысления феномена музыки « несомненно , породили выдающиеся по силе духовного проникновения в тайны музыки человеческой души литературные , психологические шедевры » пишет О . И . Филатова [10, с . 219]. Эстетические богатства музыкального искусства органично увязывались Толстым с этическим аспектом человеческого бытия . Толстовские поиски истины в музыке породили основания его музыкальной концепции : « Я думаю , что музыка – это наиболее яркое практическое доказательство духовности нашего существа » [3, с . 774]. Таким образом , педагогика Толстого восходит к современной парадигме образования , выражающей гуманистическую направленность образовательного процесса . Педагогика искусства в интерпретации Толстого созвучна сегодняшним тенденциям музыкального образования , его лучшим традициям : формирование музыкальной культуры личности , выходящей на уровень духовно - нравственных ценностей и общих гуманистических убеждений ; творческое развитие личности ребенка ; развитие фантазии и образного мышления - сопутствующих богатств , обретаемых в опыте общения с музыкальным искусством . Искусство , по мнению Толстого , является

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=