Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 41 Он писал : « Чувства , вытекающие из сознания сыновности богу и братства людей , как чувства твердости в истине , преданности воле бога , самоотвержения , уважения к человеку и любви к нему , вытекающие из христианского религиозного сознания , и чувства самые простые — умиленное или веселое настроение от песни , или от забавной и понятной всем людям шутки , или трогательного рассказа , или рисунка , или куколки — производят одно и то же действие — любовное единение людей . Бывает , что люди , находясь вместе , если не враждебны , то чужды друг другу по своим настроениям и чувствам , и вдруг или рассказ , или представление , или картина , даже здание и чаще всего музыка , как электрической искрой , соединяет всех этих людей , и все эти люди , вместо прежней разрозненности , часто даже враждебности , чувствуют единение и любовь друг к другу . Всякий радуется тому , что другой испытывает то же , что и он , радуется тому общению , которое установилось не только между ним и всеми присутствующими , но и между всеми теперь живущими людьми , которые получат то же впечатление ; мало того , чувствуется таинственная радость загробного общения со всеми людьми прошедшего , которые испытывали то же чувство , и людьми будущего , которые испытают его . Вот это - то действие производит одинаково как то искусство , которое передает чувства любви к богу и ближнему , так и житейское искусство , передающее самые простые , общие всем людям , чувства » [7, с . 428]. Характеризуя искусство как один из методов воздействия на чувственно - эмоциональную сферу ребёнка , Л . Н . Толстой отмечал : « Христианское искусство или вызывает в людях те чувства , которые через любовь к богу и ближнему влекут их ко все большему и большему единению , делают их готовыми и способными к такому единению , или же вызывает в них те чувства , которые показывают им то , что они уже соединены единством радостей и горестей житейских . И потому христианское искусство нашего времени может быть и есть двух родов : 1) искусство , передающее чувства , вытекающие из религиозного сознания положения человека в мире , по отношению к богу и ближнему , — искусство религиозное , и 2) искусство , передающее самые простые житейские чувства , такие , которые доступны всем людям всего мира , — искусство всемирное » [7, с . 428]. Эти два рода искусства Л . Н . Толстой рассматривал в единстве , что , по его мнению , обеспечивает « свободную » и « радостную » деятельность людей , « устраняя насилие ». Рекомендуя учителю ввести искусство в учебный процесс ( лепка , рисование , пение ), Л . Н . Толстой руководствовался мыслью о том , что назначение искусства « в том , чтобы перевести из области рассудка в область чувства истину о том , что благо людей в их единении между собою , и установить на место царствующего теперь насилия то царство божие , т . е . любви , которое представляется … высшею целью жизни человечества » [7, с . 428]. Размышляя на тему « нужны ли искусства для народа », Толстой пишет : « я полагаю , что потребность наслаждения искусством и служение искусству лежат в каждой человеческой личности , к какой бы природе и среде она ни

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=