Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 39 По мнению В . Лободина , в вопросе о здоровье следует подходить к нему как к многоблочной системе ( где самые важные блоки — духовное и нравственное здоровье ). Духовное же здоровье человека определяется тем , какие духовные ценности человек чтит превыше всего . В основе отечественной традиционной духовности , по мнению исследователя , лежат конкретные базисные нравственные понятия , а именно базисные нравственные чувства нашего народа : стыд , жалость , благоговение перед святыней , жертвенность . Они являются эмоциональными нравственными установками русских , программой целого народа . Стыд — установка на душевную чистоту . Жалость — специфический вид любви , жалость как начало сострадания . Благоговение перед святыней — благоговение перед истинно высшим . Наши предки считали , что без благоговения возможно лишь обычное информационное образование , но невозможно духовное . Можно смело утверждать , что без этих трех базисных установок россиянин никогда не будет здоров и счастлив . Из приведенных базисных чувств естественным образом вытекает следующее — жертвенность . Без нее немыслима ни нравственная , ни духовная жизнь , ни обычное здоровье . « Нравственность , пишет исследователь , - это индивидуальная этика , этика сердца со всеми вытекающими отсюда последствиями : она может сострадать , жертвовать собой и жить по законам совести » [4, с . 7]. Именно духовно - нравственные ценности , по мнению философа - современника Розина В . М ., ориентируют индивидуальное человеческое существование . Посредством моральных норм мы понимаем , оцениваем , организуем нашу жизнь . Абсолютная мера их ценности задана тем , что они являются необходимым условием не только социального существования человека , но и физического выживания [8, с . 35]. В контексте данной проблематики актуализируется обращение психолого - педагогической науки и практики к наследию выдающихся педагогов , к их опыту духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения , который смог бы обеспечить духовно - нравственное здоровье ребенка . Педагогическое наследие Л . Н . Толстого возможно рассматривать как один из путей гуманизации отечественного образования , гуманитарный потенциал которого способствует переводу собственно педагогических знаний в сферу личностно - ориентированных смыслов личности . Обращение к философско - педагогическому наследию Л . Н . Толстого предполагает рассмотрение его концепции культуры во взаимосвязи с категориями искусства , науки и образования . Этот подход формирует понимание целостности человека как меры всех вещей , а личности – как обладающей априорной ценностью , способностью к свободному творчеству и самораскрытию ( Б . М . Бим - Бад , Б . С . Гершунский , Н . Д . Никандров ). Для мыслителя культурный процесс – это , в первую очередь , становление и духовно - нравственное развитие человека . Л . Н . Толстой считал ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=