Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 38 Научный анализ социальной , педагогической и психологической литературы показал , что понятие « образ жизни » в большинстве случаев применяется для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе . Однако предложенное определение ориентирует прежде всего на характеристику материальных условий и форм жизнедеятельности людей . На наш взгляд , более содержательной представляется точка зрения И . В . Силуяновой , которая отмечает , что « понятие “ образ жизни ”, включающее термины “ образ ” и “ жизнь ”, представляет собой словосочетание , фиксирующее момент определенной упорядоченности человеческой жизни . От понятий “ существование ”, ” бытие ”, ” жизнедеятельность ” оно отличается четко выраженной рефлексивностью , т . е . « осознание жизни входит как основная составная часть в человеческую жизнедеятельность и представляет собой прежде всего определенную духовно - нравственную , ценностно - мировоззренческую , целесообразную упорядоченность жизни личности » [9, с . 8]. Таким образом , духовно - нравственные и ценностно - мировоззренческие ориентации могут способствовать формированию здорового образа жизни , а также формированию духовно - нравственного здоровья . Важность духовно - нравственной составляющей здоровья была аксиомой уже для авторов античной древности . Сократ , Аристотель , Платон , Пифагор , Гален , Протагор отмечают , что нравственное здоровье человека , его убежденность в праведности своего поведения , в справедливости своих поступков , подкрепленная уважением сограждан , является необходимым условием не только счастливой , но и здоровой жизни [11, с . 128]. Идея взаимообусловленности здоровья и образа жизни , а также взаимосвязи между здоровьем физическим и духовным прослеживается практически во всех мировых культурах : Израиль , Китай , в тибетской медицинской литературе , в культуре Древней Азии , в « Славянской Здраве » и др . [6, с . 240]. В дальнейшем это положение развивали в своих трудах выдающиеся ученые , философы и педагоги Я . А . Коменский , Ф . Бэкон , Дж . Локк , Т . Гоббс , Д . Юм , П . Флоренский , М . Я . Мудров , Б . Вышеславцев , П . Ф . Каптерев , Л . Н . Толстой , В . М . Бехтерев и др . [5, с . 238]. Современные ученые В . Мурашов , В . Лободин , Б . Г . Юдин , Л . С . Шилова и др . продолжают свои исследования в русле данного подхода . По мнению исследователей , термин « здоровье » как целостная характеристика состояния человека , должен включать в себя не только совокупность характеристик и признаков индивидуального психосоматического здоровья индивида , но и интегрировать социально - культурные характеристики , делающие его жизненно необходимой частью того социального организма , каким является общество . Ограниченность медико - биологических представлений о здоровом образе жизни , условиях его формирования и развития можно избежать , если в анализ понятия « здоровье » включить социальный , философский , духовный и нравственный аспекты [6, с . 3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=