Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 37 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА Л.Н. ТОЛСТОГО (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ) УДК 37.01 Брешковская К . Ю . ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: (4872) 35-56-68, karine_br@mail.ru Петухова - Левицкая М . И . ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: (4872) 35-56-68, margolev-tula@yandex.ru ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО В РАЗВИТИИ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА Предметом данной статьи являются различные аспекты философско - педагогического наследия Л . Н . Толстого : прежде всего – рассмотрение возможностей искусства , в частности , искусства музыки в становлении и развитии духовно – нравственного здоровья ребёнка . Ключевые слова : духовно - нравственное здоровье , искусство , искусство музыки , философско - педагогическое наследие Л . Н . Толстого Анализ практики современного образования свидетельствует о том , что организационная структура современной системы не позволяет выстроить учебно - воспитательный процесс с учетом всего многообразия личностных потенциалов . Процессы социально - экономических преобразований России меняют существующую систему образования в сторону утилитарности , конкретности , то есть в противоположную сторону от бесконечной природы личности . Процесс обучения и воспитания осуществляется в пространстве напряжения двух полюсов , которое можно представить как противоречивое встречное движение бесконечного ( идеального ) и конечного ( реального ). Данные противоречия приводят к деформации не только образовательного пространства , но и внутреннего пространства личности , нарушению ее духовно - нравственного здоровья . Согласно данным статистики о состоянии здоровья молодого поколения России , озвученным в рамках работы 2- ого Международного конгресса “ Здоровье , обучение , воспитание детей и молодежи в XXI веке ”, 60% учащихся в РФ имеют разного рода патологии ; 60% детей отнесены к категории “ нервные дети ”; у 64,8% старшеклассников зафиксированы пограничные нервно - психические расстройства ( М . М . Безруких , Н . К . Смирнов , В . Р . Кучма ). К этим расстройствам относятся : асоциальное поведение , курение , употребление алкоголя , психоактивных веществ , рискованные формы сексуального поведения , компьютеро - зависимость . Среди неблагоприятных факторов , влияющих на состояние здоровья , по мнению исследователей ( Ю . Лисицин , В . Лободин и др .), 50- 55% определяющих негативных позиций - это образ жизни человека [4, с . 3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=