Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 33 поняв призрачность личной жизни , отреклись от нее и переносили ее в жизнь всего человечества , в жизнь сына человеческого . Учение же о бессмертии личной души не только не призывает к отречению от своей личной жизни , но навеки закрепляет эту личность » [12]. Современный отечественный исследователь Игнатьев В . А ., следуя логике таких рассуждений Л . Н . Толстого , делает неожиданный вывод : « Вечная жизнь , осуществляемая в поколениях потомков ( при исполнении ими заповедей ), подменена бессмертием душ умерших , воскрешаемых для вечной жизни вместе с преображенным телом » [5] . На основе критического анализа текстов Священного писания Л . Н . Толстой не только подвергает сомнению воскресение мертвых , но и отрицает воскресение Иисуса Христа : « Никогда Христос не только ни одним словом не утверждал личное воскресение и бессмертие личности за гробом , но и тому восстановлению мертвых в Царстве Мессии , которое основали фарисеи , придавал значение , исключающее представление о личном воскресении …» [12]. Кроме воскресения , Л . Н . Толстой подвергает критическому анализу основные эсхатологические идеи христианства и доказывает их бессмысленность . Сюда , прежде всего , следует отнести идеи 1) о частном и общем ( Страшном ) суде над душами людей после смерти и мытарствах души ; 2) разделения праведников и грешников на Страшном суде во время второго пришествия Христа ; 3) вечных мучений грешников в аду ; 4) постоянного блаженства праведников и ангелов в раю ( подробный анализ этих эсхатологических идей содержится в работе Л . Н . Толстого « Исследование догматического богословия ») [24]. Л . Н . Толстой утверждал : « Смысл моей жизни , по этому учению , есть совершеннейшая бессмысленность , без сравнения худшая той , которая мне представлялась при свете одного моего разума . Тогда я видел , что я живу , и , пока живу , пользуюсь жизнью , а умру – не буду чувствовать . Тогда меня пугала бессмысленность моей личной жизни , неразрешимость вопроса : зачем мои стремления , моя жизнь , когда все кончится ? Но теперь еще хуже : все это не кончится , а вся эта бессмыслица , прихоть чья - то будет вечно продолжаться » [17]. Таким образом , эсхатологические представления и « предчувствия » в религиозно - нравственном учении Л . Н . Толстого могут быть выражены его словами в « Ответе на определение Синода от 20-22 февраля 1901 г . и на полученные мною по этому случаю письма »: « Еще сказано : « не признает загробной жизни и мздовоздаяния ». Если разуметь жизнь загробную в смысле второго пришествия , ада с вечными мучениями , дьяволами , и рая — постоянного блаженства , то совершенно справедливо , что я не признаю такой загробной жизни ; но жизнь вечную и возмездие здесь и везде , теперь и всегда , признаю до такой степени , что , стоя по своим годам на краю гроба , часто должен делать усилия , чтобы не желать плотской смерти , то есть рождения новой жизни , верю , что всякий добрый поступок увеличивает истинное благо моей вечной жизни , а всякий злой поступок уменьшает его » [19].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=