Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 32 после смерти » [12]. Таким образом , отрицая индивидуальное бессмертие души , Л . Н . Толстой верил в бессмертие духовной жизни и бессмертие человечества , которое будет лишено таких личностных качеств , как сознание , индивидуальность , « я ». Так , Лев Николаевич утверждал : « Когда Бог говорил : будете жить и не умрете , то Он говорит это народу . Вдунутая в человека Богом жизнь есть жизнь смертная для каждого отдельного человека , но жизнь эта продолжается из поколения в поколение , если люди исполняют завет с Богом , то есть условия , положенные для этого Богом » [12]. Таким образом , бессмертие в учении Л . Н . Толстого предстает как « родовое », а не индивидуальное бессмертие , заключающееся в значении смены поколений людей . И в этом плане мы согласны с отечественным исследователем И . А . Игнатьевым , который не только отстаивает идею « родового » бессмертия в учении Л . Н . Толстого , но и демонстрирует ее этическую направленность , связанную с духовным развитием человечества , его нравственным совершенствованием , благодаря исполнению заповедей христианства . В толстовской интерпретации таких заповедей пять : • Быть в мире со всеми , не гневаться ( Мф . 5:22-26); • Избегать прелюбодеяния в воображении , мыслях , поступках ( Мф . 5:27-32); • Не клясться , не давать обетов , обещаний ( Мф . 5:33-37); • Не противиться злому ( Мф . 5:38-41); • Любить врагов своих , молиться за обижающих ( Мф . 5: 42-44) [5]. Поэтому дела и поступки человека в « земной » жизни в соответствии с этими заповедями обеспечивают нравственное , духовное бессмертие человека : « Я умру так же , как и все … но моя жизнь и смерть будут иметь смысл и для меня и для всех » [12]. Исследуя проблему смерти и бессмертия в учении Л . Н . Толстого , отечественный ученый П . С . Карако отмечает , что если « человек в своей настоящей жизни , любя других людей , делая им добро , этим самым обеспечивает и свое будущее существование после своей смерти » [6, с . 22]. В рамках традиционных эсхатологических идей христианства отсутствует идея « родового » бессмертия , в данной религии акцент делается на загробной жизни и бессмертии индивидуальной человеческой души , которая подвергнется сначала частному суду после смерти , а в « конце времен » во время второго пришествия Христа воскресению и Страшному суду , где будет определена окончательная участь каждого человека в соответствии с его делами и поступками при жизни . Важную роль в христианстве играет так же идея воскресения мертвых , которая базируется на воскресении Иисуса Христа . Заслуживает внимание тот факт , что Л . Н . Толстой видел распространенность и привлекательность идеи индивидуального бессмертия в том , что она является наградой за преодоление трудностей , соблазнов и искушений , что , с его точки зрения , не соответствует учению Христа : « Стараться верить в то , что за добрые дела я буду награжден вечным блаженством , а за дурные – вечными муками , - думать так не содействует пониманию учения Христа . <…> Все учение Христа в том , чтобы ученики его ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=