Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 30 мнение отечественной исследовательницы творчества Л . Н . Толстого Ж . Л . Океанской , что « жизнь под угрозой смерти и смерть как мера жизни » является постоянным предметом осмысления этого выдающегося русского писателя и мыслителя [10, с . 5]. И как справедливо заметил известный отечественный философ и богослов С . Н . Булгаков : « Дитя двух миров , человек может забыть о своем происхождении и утратить живое чувство связи с миром иным , лишиться переживания запредельного наряду с переживанием имманентного , но он не может не знать о предстоящем ему уходе из этого мира , и в этом причина неискоренимости эсхатологии с ее проблемами в человеческом сознании » [1, с . 390]. Многие отечественные философы и писатели второй половины XIX века ( В . С . Соловьев , Н . А . Бердяев , С . Н . Булгаков , Ф . М . Достоевский , Н . В . Гоголь , Л . Н . Толстой ) затрагивали в своих работах проблематику смерти , конечности бытия , являющуюся ядром эсхатологии . Отчасти это было связано с кризисными явлениями этого периода исторического развития , ощущением глобальных перемен и нарастанием революционных настроений в обществе , чувствами дисгармонии и катастрофичности мира , которые рассматривались сквозь призму библейских пророчеств о « конце света » как « предчувствия » приближения « последних времен » существования мира и человеческого рода . Например , Ф . М . Достоевский , делясь с читателями о своих « предчувствиях » в « Дневнике писателя » отмечает : « Подошли сроки уже чему - то вековечному , тысячелетнему , тому , что приготовлялось в мире с самого начала его цивилизации » [3]. На формирование эсхатологических « предчувствий » и обращений к вопросам смерти и конечности бытия оказала так же ситуация 1870- х годов : « эпидемия самоубийств », полемика по проблеме суицида в религиозных , законодательных , научных изданиях [11]. Таким образом , эсхатологические « предчувствия » и настроения в обществе второй половины XIX века способствовали появлению целого ряда богословских , философских , религиозно - этических и литературных произведений , в которых рассматривались вопросы смерти , конечных судеб мира и человечества , а так же возникновению интерпретаций ( часто парадоксальных , неожиданных и критических ) классических богословских источников и текстов Священного Писания , связанных с « концом света ». Как справедливо отмечает отечественный писатель А . Н . Варламов , авторы конца XIX века « пытались либо прорваться к отвернувшимся от них читателям с эсхатологическими угрозами , либо <...> представили эсхатологическую опасность в качестве некоего национального мифа , камертона всей русской истории <...> Литература потянулась к Библии за моральной поддержкой , но , по образному выражению одного из богословов , « начала читать Писание с конца » [2, с . 143-150]. Именно в такой исторической и социокультурной обстановке творил свои « бессмертные » произведения Л . Н . Толстой . Эсхатологическими представлениями и « предчувствиями » пронизано его литературное творчество ( особенно ярко их можно проследить в таких произведениях , как « Три смерти » (1858), « Война и мир » (1863-1869), « Анна Каренина » (1878), « Смерть Ивана

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=