Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 29 смерть формируют духовное пространство человека в учении Л . Н . Толстого . С ними неразрывно связаны , например , такие понятия как Бог , человек , любовь . Учение о вере , смысле жизни и смерти Л . Н . Толстого тесно переплетается с его сотериологическими воззрениями , которые имеют свою специфику . В сотериологических воззрениях религиозного мыслителя переплетаются гносеологические , нравственные , экзистенциальные критерии веры . Например , вера предстает духовным знанием и силой жизни , знанием смысла жизни , который не уничтожаем смертью . Вера помогает познать и определить свой путь спасения [23, с . 85]. Религиозный мыслитель , раскрывая роль веры в спасении человека , придерживается также как протестанты идеи о спасении только верой . Но вера как мирская аскеза основана у него на принятии учения о непротивлении злу силой . Он также отходит от православной традиции спасения . Во многом Л . Н . Толстой стремиться к христианской концепции спасения , очищенной от догматических различий католицизма , протестантизма и православия . Но отличительной чертой учения мыслителя о спасении выступает , не только стремление к изначальному христианству , но понимание того , что все происходит с человеком в этом мире , здесь и сейчас до его смерти и воскресения . Искупление грехов и спасение человека происходит в течении его жизни , а не после смерти . Поэтому главной ценностью для Л . Н . Толстого выступает христианское учение ( в его истоках ) о смирении , самоотвержении , терпении обид , любви , « нестяжательности , чистоте телесной , семейной , неосуждения и освобождения от неволи уз , миролюбия » [20]. Вера , смысл жизни и смерти в сотериологическом аспекте у Л . Н . Толстого связаны с идеей конечности бытия мироздания и человечества . Они не только характеризуют духовную жизнь человека у мыслителя , но и формируют его собственную эсхатологическую концепцию , основанную во многом на « предчувствии » неизбежности биологической смерти человека и ощущении конечности бытия . В « Записках сумасшедшего » Л . Н . Толстой так описывает свое эсхатологическое « предчувствие » смерти и конечности бытия : « Она ( смерть – курсив Е . Я ., Е . Ч . ) придет , она вот она , а ее не должно быть . Если бы мне предстояла действительно смерть , я не мог испытывать того , что испытывал , тогда бы я боялся . А теперь и не боялся , а видел , чувствовал , что смерть наступает , и вместе с тем чувствовал , что ее не должно быть . Все существо мое чувствовало потребность , право на жизнь и вместе с тем совершающуюся смерть <...> И тоска , и тоска , такая же духовная тоска , какая бывает перед рвотой , только духовная . Жутко , страшно , кажется , что смерти страшно , а вспомнишь , подумаешь о жизни , то умирающей жизни страшно . Как - то жизнь и смерть сливались в одно » [14]. Обращение религиозного мыслителя к сотериологии , к идее конечности бытия , смерти , эсхатологии связано , во - первых , с попыткой понять , что представляет собой смерть и что находится за гранью жизни человека , а , во - вторых , с продолжением Л . Н . Толстым поиска решения проблем духовной жизни людей . Поэтому данные идеи занимают важное место в литературном и религиозно - нравственном наследии писателя . В этом плане мы разделяем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=