Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 27 На основе критериального подхода в исследовании веры можно выделить в философии веры Л . Н . Толстого присутствие такого критерия в понимании веры , как совокупность рационального , эмоционального , бессознательного , иррационального и рационального как целостность веры [22, с . 120]. В рамках данного критерия можно отметить , что Лев Николаевич Толстой и Пауль Тиллих близки в понимании целостности веры , а именно в утверждении в вере рационального и эмоционального элементов . У П . Тиллиха это выразилось в утверждении того , что вера является целокупным , центрированным актом всех сил ума и эмоций , сознательного и бессознательного . Вера предстает как « высший интерес » и « безусловная забота » человека . Вера для протестантского теолога не просто рациональна или эмоциональна , она акт всех сил человека , который непосредственно действителен в делах . У Л . Н . Толстого целостность веры выразилась в понимании веры как особого « душевного состояния » отличного от доверия и надежды , которую он вообще выводит из сферы добродетелей . Вера предстает у него как особая мировоззренческая установка , ориентированная на деятельностную активность верующего человека . Он пишет : « Вера есть сознание человеком такого своего положения в мире , которое обязывает его к известным поступкам . Человек поступает согласно своей вере <...> только потому , что , определив свое положение в мире , он естественно поступает соответственно этому положению » [21]. Вера предстает как личное , внутренне состояние , « испытываемое человеком в самом себе » [21], которое разумно и осмысленно направляет его деятельность . Понимание веры мыслителем также очень близко к « философской вере » К . Ясперса , у которого она предстает как соединение иррационального и рационального , как особый « союз со знанием ». У Л . Н . Толстого вера всегда согласована с существующими знаниями людей , истинная вера никогда не противостоит разуму , она делает мировоззрение человека « более разумным » [21]. Вера спасает человека и дает смысл жизни , является им . Понимание смысла жизни Л . Н . Толстым , также как и вера , представляет для нас особый интерес . Он характеризует мировоззрение человека , его духовное состояние , влияет на мотивы его поступков . Проблема смысла жизни в биографии и мировоззрении Л . Н . Толстого раскрывается в работах П . П . Бирюкова , В . Ф . Булгакова , И . А . Бунина , В . В . Вересаева , Н . К . Гудзий , Н . Н . Гусева , Л . Д . Опульской , Р . Роллан , Б . М . Эйхенбаум . Философское , этическое осмысление смысла жизни в религиозно - нравственном учении и художественных произведениях мыслителя представлено в работах H. О . Лосского , С . Н . Булгакова , И . А Ильина , В . В . Розанова , JI. И . Шестова , Н . А . Заозерского , П . А . Сорокина , Е . Д . Мелешко , С . А . Гусовой , А . А . Гусейнова , В . Б . Ремизова , Г . Н . Андреева ( Фейн ), А . Д . Зориной и других . Отдельно следует отметить осмысление учения Л . Н . Толстого проведенное богословом Д . В . Скрынченко в контексте анализа ценности жизни в философском и христианском учении , в рамках православной антропологии . Смысл жизни в учении Л . Н . Толстого имеет такие важнейшие аспекты как психологические , онтологические , нравственные , по мнению А . Д . Зориной . Главным в учении

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=