Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 26 к обращению к источникам веры . Первыми предметами для веры , знания веры выступают человек и жизнь . Спецификой гносеологического понимания веры для мыслителя является то , что он , не ставя под сомнение существование самой веры , как и многие мыслители , при ее раскрытии не избежал отождествления веры с вероучением , религией , с откровением . Часто в своих трудах Л . Н . Толстой не делает между ними различия , они служат у него взаимозаменяемыми понятиями . Но в то же время он проводит резкую грань между верой человека и вероучением , религией . Считая , что вера едина для всех людей , это внутренне состояние человека , а религия это лишь внешнее различное по степени приближенности к единой истине . Религия это выраженное во внешний мир сознание своей собственной веры человеком . Помимо этого в созданном оригинальном учении о вере , в своей « философии веры » продолжающую русскую традицию цельного духовного знания , ярко выраженную в славянофильстве [7, с . 10-11], раскрывается экзистенциальный критерий веры . Для мыслителя вера неотделима от человека , ее невозможно просто взять и изменить по своему усмотрению . Вера отражает мировоззрение каждой отдельной личности , склад ее души . Вера для Л . Н . Толстого это личная вера , личная связь , отношение с Богом . И изменить установленные отношения человека с Богом извне , насильственно невозможно . Л . Н . Толстой пишет : « нельзя обмануть или заставить верить человека в то , во что он не верит , и нельзя потому , что тот , кто верит , — т . е . установил свои отношения с Богом и потому знает , что вера есть отношение человека к Богу , — не может желать установить отношения другого человека с Богом посредством насилия или обмана » [20]. Но практика навязывания собственного опыта веры другому человеку , обществу существует . Для Л . Н . Толстого это не приводит к истинной вере . « Люди навязывают другим подобие веры , и другие принимают это подобие веры , — подобие веры , т . е . обман веры », который имеет долгую историю в христианстве и в « браманизме , буддизме , конфуцианстве , магометанстве , в которых были те же явления » [20]. Учить вере невозможно , по мнению Л . Н . Толстого , истинная вера не ограничивается учением церкви и нахождением в ней . Вера присутствует везде , истинная вера раскрывается как раз в многообразии веры . Нет только истинной веры там , где присутствует обман , насилие . Истинная вера по мысли Л . Н . Толстого не может быть « насилующая », не может быть навязанной человеку . Потому , что « вера есть смысл жизни , отношение с Богом , устанавливаемое каждым человеком , и что потому нельзя учить вере , а только обману веры » [20]. Данная установка личной веры , личного опыта веры перекликается с распространенной сейчас идеей « личной связи с Богом », возникшей в протестантизме . Учение религиозного мыслителя уникально . В нем произошел синтез множества учений и , в то же время , оно во многом предвосхитило современные духовные искания . Во многом воззрения мыслителя перекликаются с учением немецко - американского неортодоксального протестантского теолога Пауля Тиллиха , а именно в понимании развития веры , ее экзистенциальных оснований , признания за верой решающего права влияния на жизнь , духовность , нравственность человека .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=