Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 25 нравственном учении феномен веры , смысл жизни , понимание смерти , конечности составляют основу духовного поиска современного человека . Для мыслителя они представляют собой центральные смыслообразующие « структуры человеческого бытия » [4]. Каждый из них влияет на жизнь человека , общества , формирует его парадигму мышления и характеризует его представления и настроения . Вера в учении Л . Н . Толстого имеет свою специфику , оставаясь , по мнению Е . Д . Мелешко , центральной для религиозно - нравственных исканий мыслителя . Вера (« неизбежное свойство души ») у Л . Н . Толстого наряду с душой и Богом является одним из метафизических начал [17]. Вера выступает как нравственная добродетель человека , одна из основополагающих характеристик духовной жизни человека . Данный критерий веры является универсальным для христианской теологии ( католической и протестантской теологии , православного богословия ), религиозной этики [22, с . 121]. Вера неизбежно соединена с жизнью , выступая основанием смысла жизни . Уже в первой своей исследовательской работе « Соединение и перевод четырех Евангелий » (1879 г .) он пытается определить сущность истинной веры [9, с . 10; 7, с . 10]. Религиозный феномен коренится « в единой нравственной основе жизни », общей для всех христианских вероучений , основывается на смысле , « который мы приписываем жизни » [12], и в тоже время для мыслителя она выступает сама есть смысл жизни , она « то , что дает силу , направление жизни » [20]. Вера раскрывается с ее практической стороны , в ее неразрывной связи с делами , поступками человека ( вера содействует делам , которые совершают веру , « делают веру верою »). Без дел вера « это только желание верить во что - нибудь » [12]. Вера истинная предстает как совершаемое действие , имеющее смысл только в исполнении воли Бога , но не в личном благе . Вера и поступки человека коррелируются тем учением , в которое тот верит , актуализация веры , ценностная направленность будут характеризовать истинность веры [12]. Вера органично вплетается в его учение о непротивлении злу силой , выступает основанием спасения от « погибельной жизни », от дурной мирской жизни [12]. Вера предстает как моральный критерий , основание для нравственных представлений ( добра , зла , блага и т . д .), мотивации человека . Она выступает в качестве мировоззрения , в котором происходит оценка « всех явлений жизни » [12]. Гносеологический аспект веры в учении мыслителя не отделен от нравственной составляющей . Истинность или ложность веры человека проявляется через понимание нравственности его поступков , в выборе ценностных оснований для жизни , « разумного сознания » человеком смысла своей жизни . Критерий рациональности веры соединен с критерием нравственной добродетели . Поэтому истинная вера для него разумна , выступает как первый познающий принцип , духовное знание и сила жизни . Неверие человека означает для него желание утвердиться в том , чего нет . Это ложная вера . Признаками истинной веры Л . Н . Толстой видит ясность , простоту , неизменность , отсутствие эгоизма и гордыни . Истинная вера ведет к познанию ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=