Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 21 видит в нем соперника ( соблазны осуждения , неприятия , собственного величия ). Здесь перед нами разворачивается противостояние идеи и ее « тени ». Первоначальный технообраз семейной любви : отца и сына , проходя через чувства , изменяется совершенным образом : любовь превращается в зависть , осуждение , – отец и сын начинают воспринимать друг друга не как родственники , но как соперники . Противостояние идеи и ее « тени » может быть так же проиллюстрировано на примере семейного романа Л . Н . Толстого « Анна Каренина ». Метафизической , духовно - нравственной любви и счастливой семье Кити Щербицкой и Константина Левина в композиции романа противостоит « плотская » эгоистическая любовь Анны Карениной и Алексея Вронского , которая не только не заканчивается браком , а наоборот , провоцирует Анну на измену и ненависть к мужу , уход из семьи и последующее самоубийство . Анна Каренина является в романе воплощением технообраза « плотской » любви с его страстями ( ревностью , ненавистью и др .), пороками , раздражением , нетерпением и упорством , равнодушием к собственным детям , который является отблеском технообраза « метафизической », « семейной » любви , основанной на ценностях семьи и брака , добродетелях и духовно - нравственных идеалах . В этом отношении нам кажется уместным привести цитату отечественного ученого С . А . Никольского : « За этой духовно богатой и личностно наполненной метафизикой , конечно же , незримо стоят ценности семьи и дома . В русском мировоззрении , как это уже много раз показывали классики отечественной литературы до Толстого – дом – не просто общее теплое место . Это место , где согласованно перемещаются тела родственные , а души звучат в унисон . Без этого нет подлинного метафизического Дома . И для Толстого Дом – тот , который строят Левин и Кити , Дом любви и общего высокого духа …» [12]. Можно сказать , что этот теохнообраз демонстрирует идею дома , добра , идеал любви и семейных отношений Л . Н . Толстого . Это и есть тот самый первоначальный технообраз семейной любви , того , к чему должен стремиться каждый человек . Но это стремление может быть осложнено тем , что в рамках родственных связей часто возникают отклонения от « идеи любви » и разные нарушения принципов человечности и семейно - нравственных отношений ( например , зависть сына к отцу , от которой страдал Л . Н . Толстой , ненависть к мужу и т . д .). Поэтому непротивление злу насилием , соединение разума и сердца , восприятие собственной жизни как части общечеловеческой идеи добра , помогали Л . Н . Толстому избежать отблесков пламени « антиидеи ». Литература 1. Vermeulen T., van den Akker R. Notes on Metamodernism [ Электронный ресурс ] // Journal of Aesthetics and Culture. 2010. Vol. 2. URL: http://www.aestheticsandculture.net/index.php/jac/article/view/5677 ( дата обращения : 02.09.2014) 2. Epstein M., Genis A., Vladiv-Glover. Russian Postmodernism. New Perspectives on Post-Soviet Culture. New York: Berghahn Books, 1999. 528 р .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=