Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 20 постулируя отказ от мышления понятиями . Говоря о своеобразном « проживании » гипертекста , необходимо отметить , что последнее , по сути , невозможно без восприятия авторского сознания . Заметим , что авторское сознание в процессе культурно - творческого преобразования действительности неоднородно и представлено в гипертексты через субъектные формы репрезентации . Классифицируя эти формы , можно определить и автора , и лирического героя , и ролевого персонажа , и героя - маску . Субъектные формы репрезентации авторского сознания создают своеобразный гипертекст – совокупность информации , образов , идей , которые могут быть освоены читателем , который « проживая » их , добавляет в гипертекст новые смыслы , новые компоненты . Как уже было сказано выше , основным инструментом изучения « анатомии порока » становится анализ гипертекстов , их репрезентирующих . К подобному методу прибегал и А . И . Титаренко , анализируя в « антиидеях » произведения Достоевского , которые перенасыщены чувственной символикой и запутывают этику до предела , порождая тем самым в гипертексте Ф . М . Достоевского моральный « карнавал теней ». Ведущим этот метод можно считать и в работах В . Н . Назарова , который , блестяще совмещая в инструментарии лингвистический концептуальный и литературоведческий анализ , « проживает » произведение , определяя технообразы первоначальной парадигмы гиперреальности . Реализуя анализ категорий добра и зла , добродетели и порока , идеи и антиидеи в пространстве гипертекста Л . Н . Толстого , исследователь неизбежно столкнется с необходимостью разграничения корреспонденции и художественных текстов . Стремление объединить гипертексты дневников и писем Л . Н . Толстого и его прозы берет свое начало от идеи Е . Д . Мелешко об « опыте семейного зла » в жизни писателя . Действительно , глубокий психологический анализ и рефлексия семейных отношений были присущи Л . Н . Толстому как в художественных произведениях , так и дневниках . В данном контексте необходимо вспомнить мысль А . И . Титаренко о том , что чем выше уровень социально - культурной компетенции человека , тем сложнее борьба « идей » и « антиидей », происходящих внутри личности . Проиллюстрируем данный тезис примером , избранным Е . Д . Мелешко для анализа « семейного зла » в жизни и творчестве Л . Н . Толстого . Особенности отношений с сыном Львом подробно описаны Л . Н . Толстым в дневниках . В записях от 1907 года , Толстой приходит к выводу о том , что проблемы « отцов и детей », зависть , непонимание , неприятие сыновьями родителей , настигли и его семью . И в этом плане мы соглашаемся с мнением Е . Д . Мелешко , которая отмечает , что « семья всегда была и будет « онтологическим » центром любых общественных и личных потрясений и катаклизмов : войн , революций , измен , ссор , вражды так же , как и мира , любви , блага , радости …» [11]. Зависть сына , которую Л . Н . Толстой , описывает как переходящую в ненависть , вызывает в отце сложные чувства . С одной стороны , мы можем наблюдать чувство осуждения и неправоты в рефлексии Л . Н . Толстого : восприятие им отношений с сыном меняется , он подсознательно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=