Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 19 С уверенностью можно утверждать , что категория зла у Л . Н . Толстого напрямую зависит от добра , зло есть отражение добра , его иллюзия . Зло у Толстого искажает добро , так , например , человек может совершать грехи , но никогда не сможет полностью избавиться от них . Проецируя оппозицию чувственной интуиции на философию Л . Н . Толстого , можно утверждать , что зло , подобно чувствам искажает первоначальную идею добра , определяя отклонение от технообраза добра как неизбежное , можно говорить лишь о большой или меньшей степени отклонения . Рассматривая философию Л . Н . Толстого как систему , можно говорить о том , что категория зла аккумулирует в себе грехи , суеверия , соблазны , – понятия , которые могут трактоваться через чувственное содержание . Благо жизни , по Толстому , есть освобождение от грехов . Цель человеческой жизни становится борьба со злом , стремление к технообразу добра , возможность взгляда на зло , как на иллюзию добра . Необходимо отметить , что добро и зло тесно взаимосвязаны в философии Л . Н . Толстого , ведь без зла , нет и борьбы с ним , нет и радости от преодоления грехов , нет и познания добра . Вся суть учения Л . Н . Толстого о грехах , есть доказательство идеи о том , что зло является « фундаментом » для появления добра . Данный тезис позволяет ответить о сущности философии « непротивления злу », так значимой для наследия Л . Н . Толстого . Непротивление , в понимании Л . Н . Толстого , становится средством понимания природы зла , познания зла , разрушение его иллюзорности и превращения его в добро . В какой - то мере мы можем говорить о специфической теории зла Толстого : познание зла , открытие его истинной природы , разрушение иллюзий есть познание первичного технообраза – добра . В данном контексте мы с уверенностью можем сказать о прозорливости мысли В . Н . Назарова , который определяет неклассическую этику именно как философию порока . Познание добра , невозможно без познания зла . Именно поэтому , развитие идеи анатомии порока В . Н . Назаровым определило фундамент и конструктные единицы неклассической этики . Впервые подобная концепция неклассической этики была представлена в работе А . И . Титаренко « Антиидеи », где данное понятие имело имплицитную семантику тени идеи , порока добродетели . Логика рассуждения позволяет нам говорить о возможности проекции системы неклассической этики на философию морали Л . Н . Толстого . Дав развернутое теоретическое обоснование подобной проекции , перейдем к ее практической реализации . Обращаясь к мнению В . Н . Назарова , необходимо отметить , что восприятие ( отражение ) реальности наиболее продуктивно лишь через искусство . Здесь мы можем говорить о специфическом свойстве авторского сознания – культурно - творческом преобразовании действительности . В прошлом , в ряде работ уже было сказано о языковых и литературоведческих особенностях этого явления . Сейчас же , обосновывая жизнеспособность и актуальность системы неклассической этики современной научной мысли , мы стремимся доказать необходимость исследования гиперреальности Л . Н . Толстого , которая содержит в себе технообразы добра и зла , идеи и антиидеи , добродетели и порока . Именно о мышлении первообразами говорил в своих поздних работах М . Хайдеггер ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=