Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 170 человека , роли и места образования в жизни людей постоянно находились в центре внимания Л . Н . Толстого и рассматривались во взаимосвязи . Существенным фактором , определившим целостный характер этики Л . Н . Толстого , является единство религиозно - философских принципов учения и духовно - нравственного опыта жизни . Фундамент , на котором строится этика Л . Н . Толстого , образуют принципы любви , непротивления злу насилием и неделания . Они были положены Толстым в основу определения идеала и целей профессиональной деятельности учителя , сущности его взаимодействия с учащимися в процессе обучения и воспитания . По мнению Л . Н . Толстого , профессиональная деятельность учителя , обусловленная религиозно - нравственными принципами любви , непротивления злу насилием , самодвижения , усилия , предполагает достижение « идеала блага »; обеспечивает осознанный выбор учащимися вектора своего индивидуального развития ; способствует формированию чувственно - эмоциональной сферы ребёнка как необходимой для жизни и движения к благу отдельного человека и человечества . И потому , писал Л . Н . Толстой , для того чтобы образование было плодотворным , т . е . содействовало бы движению человечества к все большому и большому благу нужно выработать общее для обучаемых и обучающих основание , вследствие которого избирались бы для изучения и для преподавания наиболее нужные для разумной жизни людей знания и изучались бы и преподавались в соответствии их важности размерах . Таким основанием всегда было и не может быть не что другое как религия [15, с . 489-490]. Поэтому , отмечал Толстой , в основу современного образования должны быть поставлены два самых главных и необходимых , отсутствующих в нашем образовании предмета : религиозное понимание и нравственное учение . « И потому полагаю , - писал отечественный педагог - философ в 1909 году , - что главная и единственная забота людей , занятых вопросами образования , может и должна состоять прежде всего в том , чтобы выработать соответственное нашему времени религиозное и нравственное учение и , выработав таковое , поставить его во главе образования . В этом , по моему мнению , в наше время состоит первое и , пока оно не будет сделано , единственное дело не только образования , но и всей науки нашего времени , не той , которая вычисляет тяжесть той звезды , вокруг которой вращается солнце , или исследует происхождение организмов за миллионы лет до нашего времени , или описывает жизни императоров , полководцев , или излагает софизмы богословия или юриспруденции , а той одной , которая есть точно наука , потому что нужна действительно людям . Нужна же людям потому , что , наилучшим образом отвечая на те , одни и те же вопросы , которые везде и всегда ставил и ставит себе всякий разумный человек , вступающий в жизнь , она содействует благу как отдельного человека , так и всего человечества » [15, с . 494]. Сравнительный анализ по проблеме исследования показал , что во взглядах на вопросы воспитания И . Златоуст и Л . Н . Толстой были едины в понимании необходимости духовно - нравственного воспитания детей , ориентированного на преодоление « мирских соблазнов » и « собственных пороков ». В решении этой задачи они выступали не только как мыслители ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=