Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 168 религиозно - нравственные темы , призванные « образовывать » душу ребенка . « Врата », благодаря которым « душа открывается небу и обладает красотой » - это врата глаз . Вслед за античными мыслителями ( Платоном ), Златоуст обращает внимание на роль в воспитании добродетелей воли , « сердца », и , особенно , разума , который необходимо сделать « понятливым и изгнать всяческое неразумие » (1020, 85). Таким образом , обращение к педагогическим воззрениям свт . Иоанна Златоуста позволяет прийти к заключению , что взгляды проповедника на специфику духовного воспитания – один из аспектов его многогранного наследия . Убежденность в чрезвычайно широких возможностях воспитания связана с новым динамическим восприятием человека , характерным для монотеизма , утверждающего в качестве основополагающей истины идею о сотворении мира из ничего . При этом его интересуют именно эмоциональные аспекты педагогического воздействия – воспитание чувств и души . В гомилиях свт . Златоуста главнейшая задача воспитания представлена как учение детей в наставлении Господнем . Это , - по мнению Златоуста , - первое и величайшее из благ . И поэтому воспитание , по мысли Златоуста , для того чтобы быть успешным , должно базироваться на онтологических и аксиологических основаниях – добродетели , целомудрии , любомудрии . Тренировка христианских добродетелей , а не знаний , по мнению Иоанна Златоуста , должна составить основу воспитания верой . Данные идеи нашли свое дальнейшее развитие в истории гуманистической мысли , одним из представителей которой был Л . Н . Толстой . Период , в котором складывалось и развивалось философско - педагогическое мировоззрение Л . Н . Толстого , был насыщен крупными историческими событиями : нарастающим противоборством полярных тенденций общественно - политической жизни России , выразившихся , с одной стороны , в реформаторских усилиях правительства по пути преобразования страны в буржуазное государство , а с другой , – в эскалации агрессивности политических сил , проповедовавших революционные идеи решительного слома самодержавия и радикального переустройства общества [11]. Под влиянием реформ правительства Александра II вопросы воспитания и образования рассматривались как главнейшие среди других вопросов общественного бытия . В пореформенный период в России 1850-1870 гг . происходило распространение гуманистических и демократических взглядов . Данный процесс выдвигал перед теоретиками педагогики в качестве первоочередной задачи разработку новых целей образования и воспитания , ориентированных на обеспечение свободы личности , раскрытие ее творческого потенциала . Сложившиеся социально - экономические условия побудили Л . Н . Толстого выбирать « новые , особые пути » решения вопросов народного просвещения и явились источником формирования его личных социально - философских идей о всемирном единении человечества на основе любви и разумности . Л . Н . Толстой не признавал никаких внешних « объективированных »

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=