Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 167 зажиточных » [12, с . 81]. Специфика решения свт . Златоустом вопросов духовного воспитания и ответственности родителей за воспитание детей нашла отражение в определенной иерархия грехов , где « нерадение о детях » рассматривается Иоанном Златоустом больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия . Он отмечал : « Итак , первая , снизу идущая , степень порочности и жестокости - оставлять без внимания рабочий и домашний скот врагов , когда он страждет ; а вторая за ней высшая - не радеть о самих врагах ; потому что насколько человек превосходнее бессловесного , настолько этот грех больше того ; третья за этою ( степень ) - презирать братий , хотя бы они были и незнакомые ; четвертая - не радеть о домашних ; пятая - когда небрежем не только об их теле , но и о погибающей душе ; шестая , - когда беспечно смотрим на гибель не только домашних , но и детей наших ; седьмая - когда не ищем и других , кто бы о них позаботился , восьмая - когда и тем , которые сами собою хотят это делать , препятствуем и запрещаем ; девятая - когда не только препятствуем , но и восстаем против них » [14, Т .1, с . 149-150]. Иоанн Златоуст в своих речах утверждал , что основой нравственного воспитания является целомудрие . Целомудренный человек , по мнению свт . Златоуста , отличается воздержанием , терпением и мужеством в скорбях и напастях . В этом значении целомудрие есть « здравие ума и души » ( из Беседы 4- й на послание к Титу ), свобода от греха , будь то грех в области полового чувства или грех корыстолюбия , или гордость , или тщеславия . То есть все , что нарушает связь с Богом - есть потеря целомудрия . Неслучайно Иоанн Златоуст приравнивает целомудрие к святости в творении [4]. «... будем удерживать порывы наших детей и то страхом , то убеждениями , будем обуздывать юность . Будем заботиться о целомудрии их ; все будем делать и устроять так , чтобы юношеский возраст мог избегнуть неуместных пожеланий . Не будем оставлять юношей без попечения ; но зная горящий в них огонь , позаботимся сочетать их браком по закону Божию , прежде , чем они предадутся невоздержанию ; пусть и чувства целомудрия у них сохраняются и не потерпят они вреда от необузданности , имея достаточное утешение и будучи в состоянии обуздывать плотские похоти ...» [1, с . 94]. Он подчёркивал , что любомудрие души настолько труднее и тяжелее изучения наук , насколько деятельность труднее разглагольствования и насколько дела труднее слов . Небезынтересно заметить , что в работе « О тщеславии и о том , как должно родителям воспитывать детей » [3] Златоуст среди важных условий правильного воспитания отмечает особое значение речи , поэтому задача родителей , воспитателей следить за ее чистотой от всякого рода сквернословия и злословия : « И таким образом сами врата эти будут достойны Господа , так что не произносится ни позорное , ни глумливое , ни бессмысленное , но лишь то , что подобает владыке ». Другими , не менее важными « вратами » воспитания , по мнению Златоуста , является слух , который не должен воспринимать « ничего неуместного ». В связи с этим он отмечает значимость рассказов и бесед на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=