Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 165 положений с реальной педагогической практикой той эпохи , страны , представителем которой является данный автор ; видение актуальности авторских педагогических позиций для современности ; - целостности : рассмотрение отдельных теоретических положений ( идей ) как части целостной концепции [8]. Среди основных направлений , нашедших отражение в работах мыслителей различных исторических эпох , актуальных для современной концепции образования , возможно выделить попытки воссоздания целостного смысла и цели воспитания . В связи с этим научный интерес представляет исследование гуманитарного потенциала в творчестве Иоанна Златоуста и Л . Н . Толстого , который предполагает рассмотрение концепции духовности в рамках категории « воспитание ». В контексте данной проблематики онтологический критерий переносит акцент исследования собственно педагогических феноменов на человека как субъекта культуры , воплощающего её высшие устремления и достижения . Важнейшей функцией культуры (cultura anima) с древнейших времён является возделывание и взращивание души . В рамках данной проблематики феномен воспитание может рассматриваться как способность человека приобщаться к добродетельному ведению жизни в условиях социального целого , осуществляемое посредством воспитания , то есть впитывания культурного наследия человечества . Анализ речей (« Уроки о воспитании », « Воспитание », « К верующему отцу » и др .) Иоанна Златоуста и работ исследователей ( В . И . Экземплярского , И . Зейпеля , И . В . Попова , Г . Флоровского ), посвящённых его творчеству , а также ретроспективный анализ философско - педагогических произведений Л . Н . Толстого позволяет заключить , что вопросы духовного становления , роли и места воспитания и образования в жизни людей , постоянно находились в центре внимания и Иоанна Златоуста , и Л . Н . Толстого . Несмотря на различие эпох поздней античности и нового времени , следует отметить и нечто общее , что , несомненно , обусловливало особое внимание мыслителей к проблеме воспитания – наличие социально - экономических противоречий , ярко выраженная культурная неоднородность , утверждение индивидуальности человека и как следствие этого – его « беспомощность » перед лицом превратностей судьбы . Время , на которое приходится рождение и жизнь Иоанна Златоуста , характеризуется фактом противоборства уходящего в историю язычества и распространяющегося христианства . Гонения на христиан , а также профессиональная адвокатская практика , открывшие сферу действительности со стороны неправедности , глубокого несоответствия требованиям христианского идеала , послужили побудительными причинами обращения Иоанна Златоуста к служению Богу и людям . Иоанн Златоуст явился проводником и популязатором идей христианства Римской империи эпохи упадка . В его гомилиях ( речах ), обращённых к людям , поднимаются проблемы власти , хозяйственной этики , семьи и воспитания в контексте христианской морали [13].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=