Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 164 лежит в основе разнообразных педагогических концепций и воспитательных систем . Поэтому в числе важнейших направлений исследовательской деятельности современного образования является работа по изучению мировой философско - педагогической мысли различных исторических эпох , вошедших в « золотой фонд » общечеловеческих ценностей . Их главная заслуга состоит в повороте философско - педагогической мысли в сторону исследования проблем духовно - нравственного совершенствования целостной личности , творящей мир культуры и объединяющей в своём внутреннем мире и поведении распространение идей духовного просвещения . Для современного исследования роли религиозно - философских и педагогических взглядов мыслителей , педагогов и их вклада в развитие современного образования , понимания традиций большое значение имеет изучение первоисточников , особенно , просветительско - педагогических , публицистических работ , в которых определяется идейное своеобразие гуманитарного образования . Они составляют культурно - ценностный архив и идентификационный ресурс социума , невостребованность или разрушение которого , на наш взгляд , неизбежно ведёт к расколу общества , экзистенциональной пустоте , утрате смысла существования человека . Основными видами первоисточников являются памятники древней письменности , древние рукописи по вопросам воспитания и обучения , характеризующие работу школы ; сочинения выдающихся педагогов , труды по истории , истории философии , особенно тех авторов , педагогические взгляды которых имеют особое значение в истории педагогической мысли для понимания идейного своеобразия гуманитарного образования . ( например , Иоанн Златоуст , Ф . Рабле , Ж .- Ж . Руссо , Л . Н . Толстой и др .). Изучение первоисточников позволяет конкретизировать основные теоретические положения о сущности педагогических систем , концепций , взглядов мыслителей в их историческом развитии ; осуществить сравнительно - сопоставительный анализ различных точек зрения на сущность всемирного историко - педагогического процесса ; представить сущность педагогических идей , теорий в контексте лучших гуманистических традиций . Методологические аспекты в работе исследователей с первоисточниками предполагают реализацию следующих принципов : - научности и доступности : обеспечение применения утвердившихся в науке положений для осмысления педагогических категорий и понятий ( образование , воспитание , обучение , развитие и др .) в их исторической динамике , во взглядах различных мыслителей ; раскрытие и показ внутренней связи понятий , идей с мировоззрением автора ; - системности , позволяющей проследить развитие ведущих педагогических идей и концепций , осуществить сравнительно - сопоставительный анализ взглядов мыслителей на наиболее важные педагогические проблемы ( цель и задачи воспитания , образования , содержание и организация данных процессов , принципы их реализации , деятельность школы , требования к учителю и т . д .); - связи теории с практикой : соотнесение ведущих теоретических

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=