Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 161 обычаям . Но сегодня , сетует Толстой , наука не только не учит жить , но и не может этого делать , занимаясь совсем другими , ненужными человеку вещами . Люди задают множество самых разных вопросов : жизненных , актуальных , насущных , земных . Они надеются услышать ответы мудрых ученых мужей , их советы , получить конкретную помощь . Но что говорит наука ? « Она , - пишет Толстой , - с торжеством объявляет ему , сколько миллионов миль от Солнца до Земли , столько миллионов колебаний эфира в секунду для света , и сколько колебаний воздуха для звука ; рассказывает о химическом составе Млечного пути , новом элементе – о таких как гелий , микроорганизмах и их испражнениях , о тех точках руки , в которых сосредотачивается электричество . - Но мне этого ничего не нужно , - говорит простой , разумный человек , - мне нужно знать , как жить . - Мало ли что тебе нужно знать , - отвечает на это наука , - то , о чем ты спрашиваешь , относится к социологии . Прежде чем отвечать на вопросы социологические , мы должны еще раз решить вопросы зоологические , ботанические , физиологические , вообще – биологические ; для решения же этих вопросов нужно прежде еще раз решить вопросы физические , потом химические , нужно еще согласиться , какой формы бесконечномалые атомы и каким образом невесомый и неупругий эфир передает движение . И люди , преимущественно те , которые сидят на шее других и которым поэтому удобно ожидать , удовлетворяются такими ответами и сидят , хлопая глазами , ожидая обещанного ; но простой и разумный рабочий человек , тот , на чьей шее сидят люди , занимающиеся наукой , все огромная масса людей , все человечество , не может удовлетворить такими ответами и , естественно , с недоумением , спрашивает : - Да когда же это будет ? Нам ждать некогда . Вы сами говорите , что все это вы узнаете через несколько поколений . А мы живем теперь : сегодня живы , а завтра умрем , и потому нам надо знать , как нам прожить ту жизнь , в которой мы теперь . Научите же нас . - Глупый , необразованный человек , - отвечает на это наука , - он не понимает того , что наука служит не пользе , а науке . Наука изучает то , что подлежит изучению , и не может избирать предметов для изучения . Наука изучает все . Такого свойство науки . И люди науки действительно уверены , что свойство заниматься пустяками , пренебрегая более существенным и важным , не их свойство , а свойство науки ; но простой , разумный человек начинает подозревать , что свойство это принадлежит не науке , но людям , склонным заниматься пустяками , придавая этим пустякам важное значение » [4, c. 180-181]. Цель и смысл науки Лев Николаевич видит в изучении того , как должны жить люди и что необходимо сделать обществу , чтобы они жили лучше . И наука и искусство должны служить всему человечеству , быть доступны не только богатым , но и самым бедным , понятным и полезным и тем , и другим , и объединять людей , приносить им счастье и радость , облегчение , здоровье , хорошее настроение . Их силу Лев Николаевич знал и хорошо представлял , поэтому и выдвигал , ставил перед ними такие требования , такую планку .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=