Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 16 художественного метода и исторического времени . Сейчас , когда наследие Л . Н . Толстого успешно пережило постмодернизм , мы можем говорить о проявлении интереса к личности этого мыслителя у всего творческого авангарда метамодернизма . « Метамодернизм » [1] , « постпостмодернизм » [2, c. 467], « гипермодернизм » [3, c. 44] – это разные названия современного эстетического направления , пришедшие на смену постмодернизму и декларирующее в своих произведениях отказ от методологии постмодернизма , переход на качественно новый уровень философии и искусства . В . Н . Назаров , выдающийся исследователь отечественной этики , определяет метамодернизм как искусство гиперреальности , кардинально изменяющее , в отличие от постмодернизма , связи между автором , читателем и текстом . Эстетика как теория восприятия , продуцирует формы восприятия действительности , формы восприятия мира . Искусство , выступающее как наиболее удачная форма восприятия реальности , образует особую информационную гиперреальность , гипертексты , гиперобразы . Обращаясь к мнению В . Н . Назарова , необходимо отметить , что морфема « гипер », общая для всех слов , семантически определяет некое излишество . Определяя семантическое содержание понятия , можно сделать вывод о том , что гиперреальность выступает как объект , познание которого может осуществляться лишь эстетическим , не научным восприятием . Гиперреальность содержит в себе образы искусства , являющиеся отражением первичных парадигмальных технообразов . Конструктные единицы системы метамодернизма , выстроенной В . Н . Назаровым , в полной мере отвечает современному положению дел в социокультурной действительности . С уверенностью можно говорить об особой информационной реальности , продуцируемой современным информационным обществом . Информационным обществом можно считать систему , где главными продуктами отношений и обмена становятся информация и виртуальные коммуникации [ См .: 4]. Интернет , глобальная сеть , которую можно считать материальной моделью гиперреальности , основывается именно на понятиях гипертекста и гиперобраза . Гипертекст – как потенциально бесконечный информационный контейнер , можно считать точкой входа в гиперреальность . Искусство в таком понимании служит « воротами » в гиперреальность , формируя и представляя особый характер мышления , мышления образами . К подобной мысли приходит В . Н . Назаров , анализируя работу М . Хайдеггера « Конец философии и новая задача мышления » [5]. Для метамодернизма как специфического эстетического метода становится главным не инсталляция ( представление ) вещи , но « проживание » вещи , мышление ею . В этом и заключается кардинальное различие художественных методов постмодернизма и метамодернизма . Эстетика метамодернизма воспринимает философию не как область знания , но как совокупность методов , с помощью которых можно « прожить » объект , внести его в круг мышления субъекта . Здесь требуется задать один из основных проблемных вопросов исследования : как философия Л . Н . Толстого остается актуальной современному состоянию науки и искусства ? Прежде всего , следует отметить тот факт , что наследие Л . Н . Толстого в информационном обществе воспринимается уже не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=