Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 159 сердце . Так что если один орган извращен , то и другой не может правильно действовать » [3, c. 271]. На время оставим трактат и вернемся к « Детской мудрости ». Здесь среди прочих есть небольшой диалог о науке . Два гимназиста , видимо старших классов , реалист и классик , спорят и пытаются выяснить есть ли такие науки , от которых « людям лучше делается », « от которых жить хорошо »? « Таких нет , - утверждает реалист , - это всякий для себя делает » [4, c. 174]. Мнение « реалиста » - это мнение самого Льва Николаевича . К теме предназначения науки и ее влияния на развитие общества , улучшение жизни людей Лев Николаевич Толстой возвращался неоднократно . И как в оценке искусства , здесь он также непримирим , хотя и был свидетелем быстрого развития науки , как в России , так и за рубежом , внимательно следил за новинками , читал научные журналы . Некоторыми достижениями технической мысли он пользовался и сам , но всегда задумывался насколько то или иное изобретение – будь то фонограф , фотоаппарат , синематограф и т . п ., полезно для простых людей , будет ли оно доступно им и востребовано . Или это просто очередная игрушка , развлечение , забава для праздных господ . Толстой критикует как теорию искусства для искусства , так и похожую ей теорию науки для науки . Он опасается , что при современном жизнеустройстве , большая часть технических изобретений обращается не на пользу , а во вред человечеству . « Мы очень радуемся и гордимся тем , что наша наука дает нам возможность воспользоваться энергией водопада и заставить эту силу работать на фабриках , или тому , что мы пробили тоннели в горах и т . п ., - вроде бы утверждает Толстой и тут же находит другой аргумент , - но горе в том , что эту силу водопада мы заставляем работать не на пользу людей , а для обогащения капиталистов , производящих предметы обогащения или орудия человекоистребления . Тот же динамит , которым мы рвем горы , чтобы пробивать в них тоннели , мы употребляем для войны , от которой мы не только не хотим отказаться , но и которую считаем необходимой и к которой , не переставая , готовимся » [3, c. 274]. К науке Толстой предъявляет еще более серьезные и строгие требования , чем к искусству , так как ждет от нее гораздо большего . Наука , считает он , должна давать готовые ответы : как воспитывать детей , как пользоваться землей , как ее возделывать , как предугадать и предотвратить различные болезни , бедствия , катастрофы , войны и т . д . Наука должна не только объяснять существующий порядок вещей в обществе , но и давать рекомендации по его улучшению , по созданию справедливых общественных отношений , чтобы облегчить жизнь простого человека . В действительности же , сожалеет философ , наука не занимается этим , а существующий порядок признает незыблемым и неизменным . Действительное же назначение науки , как был уверен Лев Николаевич , далеко не все понимали . « Если же мы теперь умеем привить предохранительный дифтерит , найти х - лучами иголку в теле , - писал Толстой , - выправить горб , вылечить сифилис , делать удивительные операции и тому подобное , то этими приобретениями ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=