Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 158 самое плохое и поддельное , а настоящего искусства не замечают , так как подделки всегда бывают более разукрашены , а настоящее искусство бывает скрытно » [3, c. 238]. В трактате « Что такое искусство ?» Лев Николаевич Толстой шаг за шагом подробно , обстоятельно на конкретных примерах , сравнениях , противопоставлениях старается ответить на главный вопрос , вынесенный в название этой объемной работы . Он , в конце концов , приходит к выводу , что « искусство служит в наше время главной причиной развращения людей в важнейшем вопросе общественной жизни – в половых отношениях », « то , что называется искусством в нашем обществе , не только не содействует движению вперед человечества , но едва ли не более всего другого мешает осуществлению добра в нашей жизни ». И , наконец , неожиданный призыв «… все усилия людей , желающих жить хорошо , должны быть на то , что уничтожит это искусство , потому что это есть одно из самых жестоких зол , удручающих наше человечество » [3, c. 261-262]. Но нужно ли тогда искусство ? Что останется , если уничтожить , искоренить это « зло »? Закрыть художественные школы и т . д .? Толстой уповает на народное искусство , которое в сотни раз усовершенствуется . « Оно усовершенствуется , - заявляе 6 т Лев Николаевич , - потому что все гениальные художники , теперь скрытые в народе , сделаются участниками искусства и дадут , не нуждаясь , как теперь , сложного технического обучения и имея образцы истинного искусства , новые образцы настоящего искусства , которые будут как всегда лучшею школой техники для художников … « искусство будущего », - продолжает Толстой , - не будет производиться профессиональными художниками , получающими за свое искусство вознаграждение и уже ничем другим не занимающиеся , как только своим искусством . Искусство будущего будет производиться всеми людьми из народа , которые будут заниматься им тогда , когда они будут чувствовать потребность в такой деятельности » [3, c. 267]. « Художник будущего будет жить обычной жизнью людей , зарабатывая свое существование каким - либо трудом ». « Художник будущего не поймет даже , как может художник , главная радость которого состоит в наибольшем распространении своего произведении , отдавать свои произведения только за известную плату . До тех пор пока не будут высланы торговцы из храма , храм искусства не будет храмом , - считал Толстой , - искусство будущего изгонит их » [3, c. 268]. Трактат « Что такое искусство ?», по признанию самого Толстого , тема , которая занимала его более 15 лет , плод долгих раздумий , осмыслений « требующий многих и многих разъяснений и дополнений ». Лев Николаевич надеялся , что искусство рано или поздно сойдет с того ложного , по его мнению , пути , на котором оно стоит . Но для этого , подчеркивал он в том же трактате , «… нужно , чтобы другая столь же важная духовная человеческая деятельность – наука , в тесной зависимости от которой всегда находится искусство , - точно также как и искусство тоже сошла с того ложного пути , на котором она находится . Наука и искусство также тесно связанны между собой , как легкие и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=