Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 156 литературы и искусства сочувственно отнеслись к трактату . И . Е . Репин писал Толстому , что находтся « всецело под сильным впечатлением этого могучего труда ». « Если можно не согласиться с некоторыми частностями , примерами , зато общая , главная постановка вопроса так глубока , неопровергаема , что даже весело делается , радость проникает …» [2, c. 16]. Наиболее горячим сторонником идей Толстого был В . В . Стасов . Книгу Толстого он называл « несравненной », « настоящим открытием Америки по части художества », считал , что « она водворяет новую эру в искусстве , потому что с необыкновенной глубиной и силой выполняет главную задачу художественных книг в наше время : разглядеть и выставить на всеобщий вид ту массу предрассудков и фальшивых мнений , которые долгими столетиями накопились над искусством и держат его в тяжелых цепях » [4, c. 373-374]. Решительно отстаивая основные положения писателя в полемике с реакционными и декадентскими критиками , Стасов вместе с тем не принимал религиозно - нравственных требований , которые Толстой предъявлял к искусству . Прогрессивные представители западноевропейского искусства , такие как Б . Шоу , Р . Роллан , Э . Моод и другие присоединились к протесту Толстого против декадентского искусства . Для любого вида искусства , как и науки , считал Лев Николаевич , нужны огромные деньги и напряженная работа многих людей . « Ведь хорошо было бы , если бы художники все свое дело делали сами , а то им всем нужна помощь рабочих не только для производства искусства , но и для их большею частью роскошного существования , и так или иначе , они получают ее или в виде платы от богатых людей , или в виде субсидий от правительства , которое даются им , как , например , у нас миллионами на театры , консерватории , академии . Деньги же эти собираются с народа , у которого продают для этого корову и который никогда не пользуется теми эстетическими наслаждениями , которые дает искусство » [3, c. 140]. Итак , искусство народ не понимает . И оно обходится этому народу слишком дорого . Развивая эту мысль , Лев Николаевич подчеркивал , что « весь наш мир загромождён произведениями , претендующими быть произведениями искусства , но отличающимися от ремесленных только тем , что они не только не на что не нужны , но часто прямо вредны » [3, c. 108]. Лев Николаевич разделяет искусство для народа и искусство для аристократии . « Для огромного большинства всего рабочего народа наше искусство , недоступно ему по своей дороговизне , чуждо ему еще и самому содержанию , передавая чувства людей , удаленных от свойственных всему большому человечеству , условий трудовой жизни . ТО , что составляет наслаждение для человека богатых классов , непонятно как наслаждение для рабочего человека и вызывает в нем никакого чувства или вызывает чувства , совершенно обратные тем , которые оно вызывает у человека праздного и пресыщенного . Так что для людей думающих и искренних не может быть никакого сомнения в том , что искусство высших классов и не может никогда сделаться искусством всего народа » [3, c. 184].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=