Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 143 разному : экзотическая страна , славное прошлое , мир фантазий или собственное « я ». Смерть выступала реализацией сразу двух путей « побега » в фантастический мир и уход в себя . Особое место это тема занимает в творчестве немецкого пейзажиста Каспара Давида Фридриха . Один из часто встречаемых сюжетов живописи художника – кладбища (« Аббатство Оквуд » (1809-1810), « Кладбище » (1825), « Кладбище в снегу » (1826)). Кладбище – символ смерти , часто использовалось художником в контексте размышлений о жизни . На картине « Кладбище » изображены ворота старого некрополя , через них виднеется сам погост , на заднем фоне которого возвышается сосновый лес , возле ворот находится маленькая фигура человека , заглядывающая сквозь них . Человек словно пытается проникнуть в тайну смерти , переступить черту , но боится и поэтому не решается войти , поэтому ему достается лишь роль стороннего наблюдателя . Но на заднем плане картины написан сосновый лес , символ – жизни , что привносит оптимистические нотки в полотно . Таким образом , кладбище символизирует смерть , с одной стороны оно выступает символом конечности бытия , с другой связью между временами , прошлым и настоящим . Джон Эверетт Милле — крупный английский живописец , один из основателей братства прерафаэлитов . В ходе жизни полностью отрекся от взглядов и идей прерафаэлитизма . Одной из самых ярких работ прерафаэлитского периода « Офелия », 1852, эта картина написана по мотивам пьесы Уильяма Шекспира « Гамлет ». На своем полотне Милле изобразил момент после гибели Офелии , написав ее тело плывущем по реке . Поза девушки представляет собой открытые руки , взор устремлен в небо , с одной стороны это отсылает к теме Распятья , с другой , позволяет говорить об эротизме . Офелия спокойна на ее лице отсутствуют сожаление и страх , ее тело медленно утопает в воде . Ей не миновать смерти , она уже близко , но на картине изображено настоящее спокойствие , Д . Э . Милле виртуозно передал момент , между жизнью и смертью , когда страх и сомнения покидают человека , и его взгляд просветляется . Пейзаж , созданный художником , представляет собой , в высшей степени детальную , английскую природу . В картине впечатляет подробность и кропотливость , с которой художник написал цветы , растущие по берегам реки и плывущие в ней . Самый яркий , алый привлекающий внимание возле руки Офелии – адонис , является символом горя , маленькие маргаритки возле правой руки , говорят о невинности . Над рекой склонилась ива – символ отвергнутой любви , в другой части картины крапива говорит о боле . Эти два растения как бы обрамляют полотно с обеих сторон , словно запирая Офелию в своем плену . Но под крапивой растут незабудки , как знак вечной верности любви . Более поздней работой Джона Эверетта Милле является « Долина покоя » 1859. Общее настроение полотна носит умиротворяющий характер ; цвета глубокие , но спокойные , отсутствует динамика композиции , даже ветки деревьев и ткани одежд , находятся в покое . На переднем плане расположены две фигуры монахинь , одна из них закапывает свежее погребение , другая сидит возле нее , держа в руках четки . На четках есть человеческий череп ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=