Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 142 фреска « Пляска смерти » в Любекском соборе , в ходе богослужений простые люди могли знакомиться с подобными произведениями . В XVI-XVII вв . в Европе получил распространение жанр натюрморта – ванитас . Этот аллегорический натюрморт , в центре которого неизменно оставался человеческий череп , напрямую напоминал зрителю о смерти и быстротечности жизни . К числу основных символов данного жанра , наряду с черепом , относятся : увядшие цветы , гнилые фрукты , морские раковины , часы , кубки , игральные карты и кости , оружие и доспехи , гаснущие свечи . С первого взгляда цветы и фрукты выглядят красочным пятном на полотне , но приглядевшись , можно увидеть , что фрукты подвержены разложению , а цветы начинают увядать , они символизируют человека , свежего и прекрасного , но начинающего умирать с момента своего рождения . Часы свидетельство быстротечности времени . Кубки , игральные карты и кости « говорят » о неверном выборе целей жизни , а оружие и доспехи – символы власти , которые человек не в силах забрать в могилу . Свеча – символ души , ее угасание обозначает уход . В XVII веке в живописи продолжают сохраняться религиозные сюжеты . Питер Пауль Рубенс один из величайших представителей живописи эпохи барокко , между 1609 – 1610 годами написал триптих « Водружение Креста ». Это произведение иллюстрировало процесс Распятия , П . П . Рубенс отошел от традиции данного сюжета – изображение после произошедшей казни . В центре триптиха находится крест , к которому прибит Иисус , его поза расположена по диагонали , что привносит драматизм и движение в композицию . Тело спасителя словно выхвачено светом из общего мрака картины . В своем произведении П . П . Рубенс отошел от классического изображения распятия , с одной стороны крайне плотски написав Христа , с другой крайне отстраненно и просветленно написав его лицо . Испанский живописец последней трети XVIII первой трети XIX веков Франсиско Гойя был известен как выдающийся портретист своей эпохи . В работе « Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года » (1814 год ) художник изобразил две группы людей перед выстрелами ; первая это солдаты готовые беспощадно нажать на курки , вторая – повстанцы , их возглавляет человек белой рубашке , он раскрыл руки навстречу выстрелам . В своей работе Ф . Гойя стремился показать весь героизм простого народа , для достижения большей драматичности и передачи общего настроения работы он пожертвовал деталями изображения , за подобную манеру письма многие импрессионисты назвали себя его учениками . На рубеже XVIII-XIX веков появляется новое художественное направление – романтизм . Это течение возникло как реакции на эпоху классицизма с ее правилами и строгостью . Так же конец XVIII столетия обозначен рядом революций , в том числе и французской буржуазной революцией 1789 года . Но изменения , вызванные ими , не принесли мир в Европе и благополучие в общество . В своем творчестве романтики стремились уйти от разочаровавшей их действительности , поэтому их творчеству свойственен « побег от реальности ». Он реализован в искусстве романтизма по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=