Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 124 На вопрос « Почему , на Ваш взгляд , дети сами нередко провоцируют возникновение экстремальных ситуаций ? Какие личностные качества этому способствуют ?» были получены следующие ответы : « не умеют предвидеть последствия своего поступка и не могут найти правильного выхода » – так ответили 17% респондентов ; « дети слишком доверчивы , любопытны , есть дети с тяжёлым характером » – 15%; « повышенная активность детей » – 12%; « для детей эти ситуации новы , непонятны и порой они , сами не зная этого , совершают поступки , которые приводят к экстремальной ситуации » – 10%; « дети не думают о последствиях , для них зачастую подобные ситуации являются игрой » – 10%; « во многом играют роль : отношение в семье , воспитание , круг общения » – 5%; « дети ищут новые жизненные ощущения , т . о . они познают окружающий мир » – 11%; « хотят показать свою самостоятельность , своё « Я »» – 2%; « они сами не понимают , что делают , и что это опасно для них » – 2%; « испугать , привлечь внимание окружающих » – 2%; « дети невнимательны , наивны , не соблюдают правила безопасности или вообще не знают о них » – 1%; « неопытность и не информированность » – 13%. На следующий вопрос « Перечислите несколько факторов , которые могут спровоцировать возникновение экстремальных ситуаций в школе » среди объективных факторов были выделены такие , как неосведомлённость в правилах безопасности ( так указали 7% опрошенных ); природные факторы назвали 17%; техногенные – 6%; некомпетентность завхоза , не выполнение предписаний надзорных органов – 11%; столкновение интересов у детей – 11%; любопытство школьников – 10%; гиперактивность – 8%; страх – 6%; давление со стороны учителя или одноклассников – 13%; аварийное состояние зданий – 6%; не дали ответа / затруднились с ответом 5% респондентов . Среди субъективных факторов , провоцирующих возникновение экстремальных ситуаций , были названы следующие : недостаточный контроль со стороны учителя – 11%; человеческий фактор – 16%; девиантное поведение – 13%; не соблюдение правил безопасности – 13%; неблагоприятные условия – 11%; незнание правил безопасности – 11%; опыты на уроке – 8%; драка – 12%; не дали ответа 5% опрошенных . Анализ ответов студентов на данный вопрос позволил сделать вывод о том , что большинство будущих педагогов осознают и достаточно дифференцированно выделяют множественность факторов , которые могут стать причиной возникновения экстремальной ситуации , однако не все студенты четко различают , какие из них относятся к группе субъективных ( обусловленных человеческим фактором ) и объективных ( не зависящих от человека ). На вопрос « В чём , на Ваш взгляд , должна заключаться профилактика экстремальных ситуаций в жизнедеятельности младшего школьника ?» были получены такие ответы : « детей необходимо обучать технике безопасности , соблюдению правил безопасности » – так ответили 15% респондентов ; « необходимо проводить с учащимися беседы об экстремальных ситуациях » – 18%; « проводить классные часы , родительские собрания » – 19%; « проводить кружки » – 10%; « проводить учения по экстремальным ситуациям » – 13%; « информировать школьников о тех или иных опасностях » – 13%; « проводить

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=