Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 123 которых один из участников нуждается в срочной помощи »; « ситуация , создавшаяся в силу каких - то непредвиденных обстоятельств и требующая от человека каких - то конкретных действий »; « неожиданное явление , которое привело к сложным обстоятельствам в жизни , требующее незамедлительных действий »; « ситуация , угрожающая жизни , здоровью , имуществу человека »; « происшествие , выходящее за рамки нормальной жизнедеятельности , в результате которого происходят нарушения в той или иной сфере деятельности , влекущее травмы , разрушение и т . д .»; « ситуация , резко изменяющая нормальный для человека жизненный процесс »; « нестандартная ситуация , угрожающая жизни и здоровью конкретного лица или группы лиц »; « событие в жизни , которое неожиданно и не запланировано , вследствие которого могут возникнуть тяжкие последствия »; « ситуация , в которой внезапно изменяется обстановка на неблагоприятную или угрожающую человеку »; « изменённые , необычные и непривычные условия существования человека , к которым его психофизиологическая организация не готова »; « резко изменившаяся ситуация , которая влечёт за собой опасность для жизни , либо здоровья »; « ситуация , которая воздействует на человека в самых крайних , неблагоприятных своих проявлениях »; « внезапно изменившаяся обстановка »; « ситуация , при которой возникает опасность для жизни детей »; « ситуация , положение определённой сложности , которое возникает неожиданно , внезапно »; « интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки »; « ситуация , возникшая в результате аварии , катастрофы , стихийного бедствия , которая изменила обычные условия существования человека »; « ситуация , опасная для жизни , на разрешение которой отводится крайне мало времени »; « ситуация , в которую попадает младший школьник от неумения предвидеть опасности и находить решения »; « ситуация , в которой человек или жизнь человека находятся под угрозой »; « ситуация , которая может нанести вред здоровью человека »; « ситуация , в которой нужно незамедлительно принять необходимые действия , чтобы решить возникшую проблему »; « ситуация , которая может угрожать жизни человека или его здоровью , или окружающим людям »; « обстановка на определённой территории , сложившаяся в результате аварии , катастрофы , неправильных действий людей , что может повлечь человеческие жертвы , нанести ущерб здоровью людей » и др . Анализ ответов студентов , прошедших обучение по экспериментальной программе , на первый вопрос анкеты свидетельствовал о существенном изменении , расширении когнитивного компонента их экстремальной компетентности . Было дано множество самых разных определений , большинство из которых были полными , глубокими , содержательными , отражающими существенные характеристики экстремальных ситуаций . Второй вопрос обобщал субъектный опыт студентов , касающийся экстремальных ситуаций разных типов . Примеры экстремальных ситуаций , возникших на уроке , привели 11% испытуемых ; на перемене – 14%; на прогулке – 13%; на экскурсии – 12%; на улице ( вне школы ) – 13%; на спортивных соревнованиях – 11%; в домашних условиях – 15%; в виртуальной среде – 11%.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=