Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 121 безопасности учащихся в образовательном процессе . Только 6% опрошенных на 10 вопрос ( пункт в ) « Готовы ли Вы к обеспечению безопасности детей в своей педагогической деятельности на уроках технологии : а ) на теоретическом уровне ; б ) на практическом уровне в обычной ситуации ; в ) на практическом уровне в экстремальной ситуации ?» ответили положительно . Результаты расширенной диагностики , проведенной нами на констатирующем этапе эксперимента с использованием других методов ( наблюдения , беседы , тестов , проективного метода , метода анализа продуктов деятельности ), позволили выявить основные признаки недостаточного развития экстремальной компетентности у будущих учителей начальных классов , наличие у них затруднений в определении типов , специфики экстремальных ситуаций , возникающих в жизнедеятельности младших школьников , недостаточный объем знаний , обрывочность и несистематизированность информации , касающейся личностных качеств ребенка , которые могут провоцировать возникновение экстремальных ситуаций , отсутствие четких представлений об алгоритмах профессиональных действий педагога в экстремальных ситуациях разного типа , слабое владение техниками экстренной помощи детям и др . Был сделан вывод о том , что для эффективной реализации деятельности по профилактике и ликвидации последствий экстремальных ситуаций имеются серьезные помехи , связанные как с недостатком объективных знаний ( когнитивный компонент ), умений , навыков ( поведенческо - деятельностный компонент ), так и с низким уровнем развития у студентов мотивационно - ценностного , эмоционально - волевого и рефлексивно - оценочного компонентов экстремальной компетентности . В обобщенном виде результаты , полученные на констатирующем этапе эксперимента , выглядели следующим образом : когнитивный компонент ( КК ) экстремальной компетентности был развит на высоком уровне у 25% студентов , на среднем – у 50%, на низком – у 25%; высокий уровень мотивационно - ценностного компонента ( МЦ ) был выявлен у 30% будущих учителей начальных классов , средний – у 50%, низкий – у 20%; высокий уровень развития эмоционально - волевого компонента ( ЭВ ) был обнаружен у 20% опрошенных , средний – у 40%, низкий – у 40% , поведенческо - деятельностный компонент ( ПД ) был развит на высоком уровне у 10% испытуемых , на среднем – у 40%, на низком – у 50%; высокий уровень сформированности рефлексивно - оценочного компонента ( РО ) продемонстрировали 20% будущих педагогов , средний – 60%, низкий – 20%. Был сделан вывод о том , что наиболее слабо у будущих учителей начальных классов развит поведенческо - деятельностный и эмоционально - волевой компонент экстремальной компетентности , что проявлялось в низких показателях по шкалам стрессоустойчивости , фрустрационной толерантности , эмоциональной саморегуляции , в недостаточном уровне самоорганизации и самоконтроля в экстремальных ситуациях , неумении быстро мобилизоваться в экстремальной ситуации ; неумении чутко реагировать на изменения психического состояния ребенка в экстремальной ситуации , слабом владении алгоритмами , способами реализации на практике профессиональных действий ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=