Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 119 приспособленных подручных средств , а также без применения каких - либо средств ; готовности к профилактике и преодолению негативного влияния случайных контактов с контркультурой деструктивности , целенаправленных и систематических влияний контркультуры деструктивности ; готовности использовать все потенциальные возможности содержания образования для формирования у детей знаний , умений , ценностей безопасного поведения ; умения планировать и проводить систему профилактических мероприятий по предупреждению возникновения экстремальных ситуаций в жизни и деятельности учащихся начальных классов ; умения формировать , диагностировать и оценивать уровень сформированности культуры личной безопасности у учащихся . Мотивационно - ценностный компонент образуют профессионально - личностная мотивация и ценностные составляющие перечисленных выше видов профессиональной готовности учителя к эффективным действиям и конструктивному поведению в экстремальных ситуациях ; отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения ; ценности здорового и безопасного образа жизни ; бескорыстный интерес к человеку ; желание помогать людям и способность получать от этого моральное удовлетворение ; понимание роли и смысла профилактической деятельности для обеспечения безопасности детей ; долг ; ответственность за сохранение жизни и здоровья учащихся ; совесть ; педагогическая этика ; альтруизм ; потребность в постоянном обновлении и пополнении знаний в области ОБЖ . Рефлексивно - оценочный компонент экстремальной компетентности мы связываем со способностью педагога к адекватной оценке рисков образовательной среды , реальных опасностей и своих возможностей в предотвращении экстремальных ситуаций и ликвидации их последствий ; с умением прогнозировать возникновение экстремальных ситуаций в жизнедеятельности младшего школьника ; с пониманием невозможности полностью защитить себя и ребенка от всех опасностей ; с умением учителя анализировать поведение школьников , оценивать эффективность своих профессиональных действий и действий коллег по предупреждению и преодолению экстремальных ситуаций в образовательном процессе начальной школы и т . д . Диагностика экстремальной компетентности будущих учителей и их готовности к обеспечению безопасности образовательной среды в различных экстремальных ситуациях проводилась нами на констатирующем и контрольном этапах эксперимента , при этом использовалась специально разработанная нами диагностическая программа , включающая комплекс взаимодополняющих методов . Первоначально на базе ТГПУ им . Л . Н . Толстого было проведено пилотное анкетирование , в котором приняли участие три группы будущих учителей начальных классов . Для этого нами была составлена и апробирована специальная анкета . Первые три вопроса анкеты были закрытого типа « Считаете ли Вы , что в школах , на базе которых Вы проходили педагогическую практику ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=