Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 118 ситуацию и оперативно принимать разумные решения . К показателям сформированности когнитивного компонента мы отнесли следующие : знание основных типов экстремальных ситуаций ; знание систем вариативных действий в экстремальных ситуациях разного типа ; знание возрастно - психологических и индивидуальных особенностей младших школьников , которые могут стать личностным фактором возникновения экстремальной ситуации ; системные знания о культуре безопасного поведения ; способность к активной интеллектуальной деятельности в аспекте логических рассуждений в условиях лимита времени ( экстремальное мышление ). Эмоционально - волевой компонент отражает эмоционально - волевую регуляцию процесса и результата проявления экстремальной компетентности учителя . Он связан со способностью педагога самостоятельно принимать решения в экстремальных условиях и нести за них ответственность . Данный компонент включает в себя такие психологические качества педагога , как уверенность в своих действиях в ситуации опасности , психологическая устойчивость ( в данном понятии объединены уравновешенность , соразмерность , стойкость , стабильность , сопротивляемость ), стрессоустойчивость , фрустрационная толерантность . Учитель должен уметь сознательно управлять своими эмоциями в экстремальных условиях , демонстрировать высокий уровень самоорганизации и самоконтроля , чутко реагировать на изменения психического состояния ребенка в экстремальной ситуации . Поведенческо - деятельностный компонент характеризует уровень владения педагогом алгоритмами , способами , умениями , опытом реализации на практике всех компонентов компетентности . Сформированность поведенческо - деятельностного компонента предполагает наличие у педагога умения организации жесткого педагогического контроля за действиями учащихся при выполнении опасных работ ; умение мобилизоваться в критической ситуации ; умения быстро принимать решения в экстремальных условиях ; готовности к оперативному использованию имеющихся знаний и умений в конкретной экстремальной ситуации , в различных экстремальных ситуациях ; готовности действовать во внезапно усложнившихся условиях при достаточной информации и в ситуации недостатка информации о грозящей опасности и мерах самозащиты ; готовности к защите учащихся и самозащите в условиях обычного и высокого темпа деятельности ; готовности к обеспечению безопасности при отсутствии и при наличии помех , неожиданных препятствий ; готовности обратиться за помощью к представителям педагогического коллектива , учащимся и другим свидетелям экстремальных ситуаций в случае необходимости ; готовности к решению проблем безопасности индивидуально , в группе , в коллективе ( умения координировать свои действия с действиями других , руководить участниками совместных действий и т . д .); конструктивных стратегий поведения в экстремальных ситуациях ; навыков и умений точно и качественно выполнять основные профессиональные действия ( педагогическая поддержка , экстренная психологическая помощь , первая медицинская помощь ) в экстремальной ситуации с использованием специальных средств ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=