Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 11 необходимо побороть и преодолеть , и как иллюзия , разрушение которой и создает ощущение радости и свободы . Ибо абсолютная , « совершенная радость » возможна только в случае ощущения абсолютного преодоления злой силы , полного освобождения от нее , что достигается только в результате радикального искоренения зла как иллюзии . И вместе с тем радость приобретает высший смысл , если речь идет о преодолении реальной , предметной силы зла . Грех рассматривается Толстым как препятствие , мешающее проявлению любви . Значение данного препятствия Толстой склонен оценивать весьма позитивно , усматривая в нем динамический момент самосовершенствования и самоспасения . Таким образом , грехи как препятствия , мешающие проявлению любви , самоценны не только в силу того , что процесс их преодоления доставляет « совершенную радость », но также и в силу того , что без грехов невозможно познание высшей истины , которая одна может помочь человеку реально отвратиться от зла и всецело стать на сторону добра . Речь здесь , конечно , идет не о пассивном состоянии греховности , но активном осознании своих грехов , ведущем к « умоперемене ». Толстой выделяет различные виды зла , и , в целом , опыт восприятия и переживания зла оказался смещенным в область зла социального , прежде всего собственности и власти , которые мыслитель рассматривает в качестве моральных пороков личности и общества : греха тунеядства и праздности , греха корыстолюбия и богатства , греха властолюбия , соблазна неравенства и соблазна насилия . Круговорот греха : бесполезность раскаяния Предполагало ли полное очищение от греха любострастия женитьбу Нехлюдова на Екатерине Масловой ? Толстой не отвечает прямо на этот вопрос , но гипотетическая логика развития сюжета однозначно говорит о том , что тяжелейшие испытания Нехлюдова по очищению от греха пропали даром . Понимая , что Маслова , уходя с Симонсоном , приносит себя в жертву , освобождая Нехлюдова , и вместе с тем продолжая страдать , потому что не перестает любить его , он не в силах признаться себе в этом . « Нехлюдов вдруг почувствовал страшную усталость ». При этом , как подчеркивает Толстой , он устал не от бессонной ночи , не от волнения , не от путешествия в Сибирь , но « страшно устал от всей жизни ». У Нехлюдова не хватает силы воли довести до конца дело раскаяния , дело очищения от собственного конкретного греха . Вместо этого приехав в гостиницу , он открывает Евангелие и переключается на « общее дело » избавления от абстрактного зла . « Так вот оно , дело моей жизни », - думает он . – Только кончилось одно , началось другое ». Но это – обманная мысль , то , что Толстой называет суеверием – « ложной наукой ». Дело раскаяния не кончилось , ибо любовь Масловой так и не была скреплена семейными узами , и , следовательно , оказалась незащищенной от новых соблазнов . Значит , и « другое дело » ( борьба со всеобщим злом ) не могло начаться . Толстой интуитивно прочувствовал это в возможном виртуальном развитии сюжета . В июле 1904 г ., предполагая продолжить роман и написать « деревенского Нехлюдова », Толстой записывает в Дневнике : « Захотелось написать 2- ю часть Нехлюдова . Его работа , усталость , просыпающееся барство ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=