Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 106 Средний показатели по шкале самоценности ( у 71 % от выборки ) снова характеризуют избирательное и достаточно дифференцированное отношение к себе по поводу ценности собственного « Я ». Другими словами , эти подростки способны высоко оценивать одни свои качества и признавать их уникальность и ценность , но склонны недооценивать ряд других качеств , что может провоцировать негативные личностные тенденции , среди которых ощущение малоценности , некомпетентности , личной несостоятельности . Высокий уровень самоценности ( у 29 % от выборки ) значит , что подростки склонны высоко оценивать свой потенциал , воспринимать себя как неповторимую , уникальную и личность , что обеспечивает уверенность в себе . Низкие показатели самоценности не обнаружены ни у одного из испытуемых , что говорит о положительных результатах , полученных по данной шкале . Низкие показатели по шкале самопринятия ( у 14 % от выборки ) указывают на общий негативный фон восприятия себя , излишнюю самокритичность и отсутствие достаточно выраженной симпатии к себе , которая проявляется лишь эпизодически . Подросток , в связи с осознанием своих недостатков и слабостей и осознанной критикой в свой адрес , склонен воспринимать себя негативно , что может иметь проявление в самых разных формах : от описания себя в комическом свете до самоуничижения . Высокий уровень самопринятия ( у 29 % от выборки ), напротив , характеризует тенденцию воспринимать себя позитивно во всей полноте личностных свойств и поведенческих проявлений . Общий фон восприятия себя положительный . Эти подростки , скорее всего , ощущают симпатию к себе и ко всем качествам своей личности . Свои недостатки они могут считать продолжением достоинств . При этом неудачи и конфликтные ситуации не дают им основания для того , чтобы считать , себя плохим человеком . Средний уровень самопринятия ( у 57 % от выборки ) свидетельствует о субъективной избирательности отношения к себе , характеризующей тенденцию принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки ( как реальные , так и мнимые ). Высокий уровень выраженности самопривязанности ( у 14 % от выборки ) является свидетельством его неготовности к каким - либо личностным изменениям . По мнению С . Р . Пантилеева [8], такие показатели по данной шкале отражают высокую ригидность « Я »- концепции , стремление сохранить в неизменном виде свои качества , требования к себе , а главное – видение и оценку себя . Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования . Помехой для самораскрытия может быть также высокий уровень личностной тревожности , предрасположенность воспринимать окружающий мир как угрожающий самооценке . Средние значения по шкале самопривязанности ( у 86 % от выборки ) вновь указывают на избирательность самоотношения к качествам своей личности . Подростки стремятся к изменению лишь некоторых своих личностных свойств и качеств , при желании сохранить другие . В целом , это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=