Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 104 проблем или недостатков , что осуществляется за счет активной психологической защиты . Таким образом , эти подростки склонны избегать открытых отношений с самими собой , желая выглядеть лучше в своих глазах и в глазах окружающих . Низкие значения по шкале открытости ( у 14 % от выборки ) указывают на внутреннюю честность , на достаточно развитую рефлексию , понимание себя , критичность , открытость по отношению к самому себе , готовность к осознанию себя в полной мере : как своих положительных , так и отрицательных сторон . Данный вариант является наиболее оптимальным для гармонично развивающейся личности . Средние показатели по шкале самоуверенности ( у 86 % от выборки ) являются свидетельством переменной работоспособности и изменяющихся в зависимости от внешних условий ориентаций на успех или неуспех . Уверенность в себе также находится в прямой зависимости от того , насколько благоприятна ситуация вокруг . При неожиданном появлении трудностей уверенность может резко снижаться , а в замену – нарастают тревога и беспокойство . Таким образом , в неблагоприятных условиях личность теряется , вплоть до дезорганизации деятельности . Тем не менее , в привычной для себя обстановке ориентация на успех сохраняется на достаточно высоком уровне . Низкие показатели по данной шкале ( у 14 % от выборки ) говорят о том , что подросток не уверен в своих возможностях , сомневается в своих способностях . Скорее всего , он не доверяет своим решениям , часто сомневается в способности преодолевать трудности и препятствия , достигать намеченные цели . С его стороны возможно избегание контактов с людьми . Вероятно глубокое погружение в собственные проблемы , внутренняя напряженность . Все это может провоцировать устойчивое неуважение к себе . По шкале самоуверенности никто из обследованных подростков не продемонстрировал наиболее оптимальный вариант развития данного качества , когда человек демонстрирует устойчивую и выраженную уверенность в себе , ориентацию на успех , доволен собой , смел в общении и действиях , а проблемы и трудности не являются психотравмирующим фактором , снижающим жизненную активность личности . Что касается шкалы саморуководства , высокий уровень выраженности данного компонента ( у 29 % от выборки ) самоотношения является благоприятным вариантом личностного развития . Это свидетельствует о рассматривании этими детьми себя как источника собственного развития , как регулятора своих достижений , успехов и неуспехов . Собственное « Я » ощущается как внутренний стержень , способный координировать и направлять активность в необходимое личности русло . Таким образом , эти подростки , скорее всего , считают , что они способны прогнозировать собственную деятельность , а также последствия своих поступков и контактов с окружающими людьми , переживают свою внутреннюю реальность как условие возможного сопротивления неблагоприятным факторам . Для них характерен личный контроль за происходящим в их жизни .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=