Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 102 психологические механизмы . Их модальности организуются в единую систему на основании разных принципов . Оценочное и эмоциональное самоотношение по - разному связаны с личностными характеристиками , занимают специфичное место в системе саморегуляции личности . Для сохранения их позитивного тона используются различные по своему содержанию механизмы психологической защиты . Подсистемам самоотношения присуща своя , относительно независимая друг от друга , логика формирования . Подсистемы самоотношения бимодальны по своему содержанию . Они состоят из противоположных по своему эмоциональному тону модальностей . При этом , по С . Р . Пантилееву , оценочная и эмоциональная составляющие с негативным эмоциональным тоном интегрированы в единый , относительно независимый фактор « самоуничижение ». Таким образом , исходя из общего разделения самоотношения на оценочную и эмоциональную подсистемы , его структуру можно описать как состоящую из трех компонентов : позитивного оценочного самоотношения ( самоуважение ), позитивного эмоционального самоотношения ( аутосимпатия ) и негативного самоотношения ( самоуничижение ). Все эти компоненты являются сложными по своему строению образованиями , включают в себя целый ряд различных по своему содержанию модальностей . Итак , в исследовании приняли участие 7 подростков с ЗПР в возрасте от 12 до 14 лет , среди которых 4 мальчика и 3 девочки . Оно было осуществлено с помощью методики исследования самоотношения ( МИС ) С . Р . Пантилеева [8], выбор которой обусловлен тем , что данная методика позволяет наиболее полно и с разных сторон оценить особенности самоотношения и может быть применима , начиная с подросткового возраста . Методика исследования самоотношения ( МИС ) С . Р . Пантилеева позволяет сделать выводы об уровне развития и степени выраженности каждого из девяти компонентов самоотношения : саморуководства , самоуверенности , отраженного самоотношения , открытости , самопривязанности , самоценности , самопринятия , внутренней конфликтности и самообвинения . Проведенный количественный анализ результатов по каждой из шкал самоотношения показал следующее . Уровень выраженности открытости у 4 подростков (57 % от выборки ), из которых 3 мальчика и 1 девочка , является средним . 2 подростка (29 % от выборки ), из которых 1 мальчик и 1 девочка , имеют высокие показатели по шкале открытости . Только у одного из обследованных подростков ( девочка ), что составляет всего лишь 14 % от выборки , выявлены низкие значения по шкале открытости . По шкале самоуверенности у 6 подростков , что составляет абсолютное большинство – 86 % от выборки ( из них 3 девочки и 3 мальчика ), выявлен средний уровень . Также по данной шкале у 1 из обследованных подростков (14 % от выборки ; мальчик ) – выявлены низкие показатели . По шкале саморуководства высокий уровень имеют 2 подростка (29 % от выборки ; девочки ). У 4 подростков (57 % от выборки ), из которых 3

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=