Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 100 Исследование особенностей самоотношения подростков с ЗПР и возможностей коррекционно - развивающей работы с ними , имеющей целью формирование адекватного самоотношения , является необходимым условием оказания помощи подростку с трудностями в развитии в преодолении сложностей личностного становления , а также мерой пропедевтики психологического неблагополучия и социальной дезадаптации подростков с ЗПР . Специальных исследований по проблеме самоотношения у детей и подростков с ЗПР небольшое количество . Среди них исследования Н . Л . Белопольской [1], И . В . Сычевич [15, 16], Т . В . Гордеевой и Г . А . Мишиной [2], Н . А . Жулидовой [3], М . Н . Кропачевой [20], О . А . Талиповой [17] и др . В тоже время , исследование возможностей формирования позитивного самоотношения у детей с ЗПР является актуальным , что связано с его направленностью на решение одной из фундаментальных проблем специальной психологии и коррекционной педагогики – раскрытие психологических условий оптимизации процесса социальной адаптации ребенка как активного субъекта , имеющего адекватные представления о себе и владеющего необходимыми навыками саморегуляции . Наиболее благоприятным периодом для такой работы является подростковый возраст . В связи с этим становится необходимым знание и исследование особенностей феномена самоотношения у подростков с ЗПР . В связи со всем вышесказанным , на базе ГОУ ТО « Специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа - интернат VII вида » г . Тулы было проведено исследование , направленное на определение особенностей самоотношения у подростков с ЗПР . Однако , прежде чем приводить результаты исследования , следует рассмотреть теоретические подходы к рассмотрению самоотношения , легшие в его основу . Единый подход к определению такого феномена , как отношение человека к себе , в современной психологии отсутствует , несмотря на то , что он активно изучается как отечественными , так и зарубежными исследователями . Одним из наиболее перспективных взглядов на данный феномен является рассмотрение самоотношения как непосредственной представленности в сознании личностного смысла « Я ». Данная модель была предложена В . В . Столиным в русле концепции о личностном смысле « Я » [14]. Согласно этой модели , основой самоотношения является процесс , в котором собственное « Я », собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам , выражающим потребность в самореализации . Наиболее полно самоотношение описывается как специфическая активность субъекта в адрес своего « Я », состоящая в определенных внутренних действиях ( и установках на эти действия ), характеризующихся как эмоциональной спецификой , так и предметным содержанием самого действия . Например , самоуверенность ( отбрасывание сомнений ), самоинтерес ( обращение взгляда на собственное « Я »), самообвинение и т . д . Более общим аспектом строения самоотношения , его макроструктурой являются эмоциональные компоненты – самоуважение ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=