Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 10 чувство « ужасания » сопряжено с удивлением « как он мог не видеть этого прежде , как могли другие не видеть этого » [23]. С другой стороны , абсурдность бытия и , главное , - осознание этой абсурдности являются мощной мотивацией не только к поступку , но и к изменению образа жизни . Нехлюдов понимает необходимость этих перемен : « прежде Нехлюдов играл своим чувством любования на самого себя , на свое раскаяние , теперь ему было просто страшно . Бросить ее – он чувствовал это – теперь он не мог , а между тем не мог себе представить , что выйдет из его отношения к ней » [24]. Характерно и то , что в романе рост души связывается с определенными чувствами . Для Нехлюдова – это чувства , как мы это показали выше , ужаса , страха , удивления . Маслова ощущает боль , которую она пытается погасить прежними привычками – выпивкой , курением : « Она в первую минуту вспомнила смутно о том новом , чудном мире чувств и мыслей , который открыт был ей прелестным юношей , любившем ее и любимым ею , и потом об его непонятной жестокости и целом ряде унижений , страданий , которые последовали за этим волшебным счастьем и вытекали из него . И ей сделалось больно » [25]. Боль рождает в Масловой желание отомстить или использовать Нехлюдова , и , одновременно боль – знак пробуждающегося достоинства личности , именно болезненный рост души дает ей право отвергнуть предложение Нехлюдова , почувствовать тщеславный лоск его раскаяния : « Я каторжная , а ты князь , - вскрикнула она , вся преображенная гневом , вырывая у него руку . – Ты мной хочешь спастись , - продолжала она , торопясь высказать все , что поднялось в ее душе . – Ты мной в этой жизни услаждался , мной же хочешь и на том свете спастись ! Противен ты мне , и очки твои , и жирная , поганая вся рожа твоя . Уйди , уйди ты ! - закричала она , энергическим движением вскочив на ноги » [26]. Отношение к Нехлюдову постепенно меняется , по мере того , как меняется и он сам , его поступки не только по отношению к ней , Масловой , но и по отношению к каторжным , политическим , которым Нехлюдов бескорыстно помогает . Радость совершенная - радость преодоления зла . Это понятие является центральным в религиозно - нравственном учении Толстого и вершиной нравственного пафоса романа . Умоперемена , произошедшая в Нехлюдове и Масловой проявляется не только внутренне , но и во внешнем виде Масловой , образе жизни и мыслей Нехлюдова . « После двух месяцев похода по этапу происшедшая в ней перемена проявилась и в ее наружности . Она похудела , загорела , как будто постарела ; на висках и около рта обозначились морщинки , волосы она не распускала , а повязывала голову платком , и ни в одежде , ни в прическе , ни в обращеньи не было уже прежних признаков кокетства . И эта происшедшая и происходившая в ней перемена не переставая вызывала в Нехлюдове особенно радостное чувство » [27]. Само понятие и состояние « радости преодоления зла », как нам кажется , лучше всего передают противоречивость толстовского понимания природы зла . Зло выступает здесь и как самостоятельная , реальная сила , которую

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=