Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 93 Всего студентов 234 211 Целевой группой нашего исследования стали студенты специальности 6.040106 « Экология , охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование ». Для проведения основной части исследования ( констатирующего и формирующего экспериментов ) мы задействовали студентов 3-4 курсов , но в пилотных исследованиях принимали участие также студенты начальных курсов и магистры . Мы считаем , что именно студенты 3-4 курсов наиболее репрезентативны для проведения исследования показателей формирования готовности к экологическому самообразованию , так как они уже имеют базовые профессиональные знания и более осознанно подходят к формированию своих профессиональных навыков , чем студенты начальных курсов . У магистров зачастую уже происходит выбор более узкой специализации обучения , и они уже более осознанны в своём выборе . Исходя из результатов пилотных исследований , мы определили , что у студентов экологической специальности существует потребность в формировании мотивационной , психологической и когнитивной составляющих готовности к экологическому самообразованию . Изучая опыт современных педагогических технологий , которые используются в ведущих зарубежных и украинских университетах [11-15], а также учитывая особенности нашей аудитории студентов , мы разработали дидактическую модель [4, с . 151-163], способствующую формированию у студентов - экологов готовности к экологическому самообразованию . Основу нашей дидактической модели составило теоретическое изучение категории « экологическое самообразование » и выделение в ней структурных компонентов , о которых упоминалось выше . Показательным оказался факт активного участия всех без исключения студентов группы при выполнении ими заданий интерактивного характера . В каждом учебном заведении , где мы проводили занятия со студентами , преподаватели , присутствующие в аудитории отмечали полную вовлеченность студенческого коллектива при выполнении и презентации заданий , активное обсуждение и высказывание новых идей решения даже среди обычно пассивных студентов , с невысоким уровнем знаний . Становится очевидным , что методы активного обучения способствуют мотивации учащихся , повышают их вовлечённость в процесс обучения , усиливают интерес к предмету . Нам удалось проследить результаты применяемой педагогической технологии также благодаря начальному и конечному тестированию групп студентов , принимавших участие в эксперименте . Большое количество современных педагогических методов [11-15], адаптированных нами к экологической тематике , было использование на аудиторных занятиях . Среди них такие как : кейс - стади (Case study), работа в маленьких группах и обучение в команде (Student Team Learning - STL), обучающее сотрудничество (Cooperative Learning), SWOT- анализ , анализ заинтересованных сторон (Stakeholder Analysis), « Круглый Робин » (Round Robin), метод « Шести шляп мышления » Эдварда де Боно и др . интерактивные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=