Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(10). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2(10), июнь 2014 г 84 отрицательного героя Мартина не быть тем , кто он есть , отказаться от своей свободы , а быть кем - то кто другой , иной , иметь их свободу . Само нежелание принять свободу , предумышленный отказ человека от самого себя , от собственной уникальности , воздержание от собственной воли приводят к деструктивности . Задушенная внутренняя свобода рождает синдромы насилия . Человеческие страсти , по мнению Э . Фромма , являются продуктом человеческого творчества . Психологическое истолкование обретает историческое , культурное измерение . Бегство от свободы », стремление обладать чем - то , что должно помочь обрести цельность , силу , приобретает при неврозах различные варианты отклоняющегося поведения . Например , модели поведения , взаимоотношения людей , психологические портреты личностей в таких фильмах , как « Отсчет убийств », « Семь », « Целуя девушек », « Готика », « Дикость », « Клятва молчания ». В сериалах « Шатун », « Мыслить как преступник », « Менталист » и т . д . представлены с явно выраженной гетероагрессией ( прямой и косвенной ). Агрессия берет свои основания в « бегстве от свободы », неврозах , гипертрофированном индивидуализме и эгоцентризме . Это затрагивает такие фундаментальные проблемы , как границы свободы , ценность человеческой жизни , личности . Аутоагрессия человека , жестокость , деструктивное поведение характеризуются разрушительностью : реактивной ( ответ на агрессию извне ) и активной ( постоянно живущая в индивиде и только ждущая повода для своего проявления ). Психическое здоровье характеризуется наличием или отсутствием причин разрушительности , их рациональным обоснованием . Отсутствие внешнего объекта , на который может быть направлена разрушительность , в конечном счете , может привести к суициду . Не последнюю роль в возникновении деструкции играют тревога , скованность , отсутствие уверенности - необходимого условия самореализации и проявления всех возможностей личности . При подавлении стремления индивида к жизни его энергия трансформируется в разрушительную . Также развитие индивидуализма и его трансформация в эгоцентризм в современном обществе способствует росту агрессии человека . Так как человек - нарцисс утрачивает способности к объективной оценке самого себя и окружающих . Ценность чужой человеческой жизни снижается , запускается механизм деперсонификации человека . Все , кто не входит в группу , деперсонифицируются . Они уже не люди , а объекты ( например , фильм « Чучело »). В профилактике и предотвращении возникновения новых волн агрессии , жестокости , самодеструкции играет поиск целостности человека , основания которой , по мнению Э . Фромма , лежат в основах крупнейших мировых религий , в религиях , зародившихся в Китае , Индии , Египте , Палестине и Греции . Именно в них , по его мнению , заключается спасение от внутренней раздвоенности человека , даются способы всестороннего развития разума , достижения чувства единения « со своими согражданами и с самим собой » [6], а также воспитывается способность любить . Обращение к богатейшему наследию философских и нравственно - религиозных взглядов « русских мыслителей , к истокам и основаниям духовности российского общества » [8]

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=